Вжик, вжик, вжик — кто на новенького?

Автор комментария: Ульяна Артамонова, кандидат политических наук, научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН 

В начале августа вновь сменился заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии и связям с общественностью. Элизабет Аллен, официально вступившая в эту должность 15 июня 2023 г., покинула свой пост 2 августа 2024 г. [1], чтобы стать начальником избирательного штаба Тима Уолза, кандидата от Демократической партии на пост вице-президента США, выдвинутого Камалой Харрис 6 августа 2024 г. С 3 августа исполняющей обязанности замгоссекретаря по публичной дипломатии является Ли Саттерфилд, с ноября 2021 г. возглавлявшая Бюро образовательных и культурных связей (при администрации Б. Обамы она была заместителем главы этого же бюро), подведомственное замгоссекретарю по публичной дипломатии.

Проблема текучки кадров на посту первого лица американской публичной дипломатии существует столько же лет, сколько существует соответствующая должность: с 1999 г., когда публичная дипломатия оказалась в ведении Госдепартамента США после расформирования Информационного агентства США (ЮСИА) – структуры, отвечавшей за американскую публичную дипломатию в годы холодной войны. За 25 лет сменилось 18 человек (включая Ли Саттерфилд), восемь из которых являлись исполняющими обязанности заместителя госсекретаря и так и не были окончательно утверждены. Для сравнения: за 46 лет функционирования ЮСИА (1953-1999 гг.), должность его руководителя занимали 13 человек, среди которых не было ни одного исполняющего обязанности.

В среднем заместители госсекретаря по публичной дипломатии сменяются чаще, чем это делали директора Информационного агентства США: средний срок на посту руководителя американской публичной дипломатии в период с 1999 г. по настоящее время составляет 13 месяцев, тогда как в период с 1953 по 1999 гг. – три с половиной года (в три раза больше). Более того, должность замгоссекретаря по публичной дипломатии оказывалась вакантна значительно чаще, чем кресло директора ЮСИА в прошлом: в совокупности за 25 лет пост пустовал пять лет или одну пятую всего времени. Соответственно, в случае с ЮСИА за 46 лет истории агентства оно оставалось без директора в совокупности два с половиной года [2].

Кризис руководства, в рамках которого в XXI в. публичная дипломатия США часто оставалась без ключевой административной фигуры, является одним из симптомов процесса упадка соответствующей политической технологии, начавшегося после окончания холодной войны в конце XX в.

Публичная дипломатия – это политическая технология, в основе которой лежит целенаправленное влияние на иностранную общественность различными способами для защиты национальных интересов и решения внешнеполитических задач. В США она сформировалась в контексте всеобъемлющего противостояния с Советским Союзом и после исчезновения последнего её роль в политическом видении американских властных элит резко снизилась. Это проявлялось в хроническом недофинансировании, отсутствии на протяжении 30 лет крупномасштабных реформ в институциональной структуре, кризисе кадрового обеспечения и многих других проблемах [3].

Тем не менее, с приходом в Белый дом Дж. Байдена сложилось впечатление, что у публичной дипломатии США появился шанс на ренессанс. В пользу этого говорило активное использование им в своей риторике понятий, связанных с имиджем государства: в частности, объявив о победе, Байден пообещал вернуть уважение к Америке в мире и добиваться глобального лидерства США «не только примером их мощи, но и мощью их примера» [4]. Помимо этого, в период с 2021 по 2024 гг. в публичной дипломатии США происходил ряд прогрессивных преобразований: были запущены новые программы переподготовки кадрового состава [5], завершена многолетняя программа реорганизации штатного расписания, внедрившая более практико-ориентированный подход в работу сотрудников Госдепартамента, занимающихся публичной дипломатией [6], предприняты усилия по активному привлечению к планированию публичной дипломатии экспертно-аналитического сообщества [7]. Всё это позволяло предполагать, что администрация Дж. Байдена рассматривает публичную дипломатию гораздо серьёзнее чем предшественники, и стремится через реформы вновь превратить её в эффективный и активно используемый инструмент внешней политики.

Однако происходящее в августе с главной руководящей должностью в системе институтов публичной дипломатии США ставит под сомнения эту гипотезу. Элизабет Аллен стала первой исполняющей обязанной замгоссекретаря по публичной дипломатии США, кого впоследствии утвердили на этот пост на постоянной основе. Она приняла на себя обязанности временного руководителя в начале апреля 2022 г. и уже в январе 2023 г. была официально номинирована президентом на эту должность. В июне 2023 г. её кандидатура достаточно быстро получила одобрение Конгресса, для сравнения, от момента выдвижения Дж. Байденом претендента на пост руководителя Агентства США по глобальным медиа в ноябре 2021 г. до её вступления в должность в декабре 2022 г. прошло чуть более года.

Такое стремительное движение по карьерной лестнице вместе с тем фактом, что на соответствующем посту Элизабет Аллен появилась в начале второго года президентства Дж. Байдена говорили в пользу теории о том, что в этот раз кандидат на ключевую в публичной дипломатии США должность был выбран осознанно и с перспективой на будущее. Но уход Аллен из Госдепартамента за три месяца до президентских выборов, чтобы присоединиться к предвыборному штабу демократической партии, говорит об обратном.

Таким образом, по всем признакам надежды на то, что публичная дипломатия США возродится при президентстве Дж. Байдена, который в своей политической карьере застал период расцвета этой политтехнологии в годы холодной войны и мог бы по достоинству оценивать значимость наличия такого инструмента в арсенале внешней политики, не оправдались.

Публичная дипломатия США так и не получила одного из важнейших элементов, необходимых для постоянного развития и повышения эффективности – стабильного и последовательного руководства. Более того, волатильность в этом вопросе также указывает на тот факт, что американские политические элиты не считают публичную дипломатию приоритетным направлением, а значит – не заинтересованы в её подъёме и вряд ли собираются использовать её в качестве одного из ключевых инструментов для ответа на текущие вызовы внешней политики.

Источники:

[1] https://www.state.gov/on-the-departure-of-elizabeth-allen/

[2] Артамонова У. Публичная дипломатия США “без лица” (Кадровый кризис постбиполярной эпохи) // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 12. С. 33-39.

[3] См. ежегодные отчеты Консультативной комиссии США по публичной дипломатии при Государственном департаменте США. URL: https://www.state.gov/reports-u-s-advisory-commission-on-public-diplomacy/

[4] Байден заявил, что вернёт США «уважение в мире». RT, 08.11.2020. URL: https://russian.rt.com/world/news/800800-baiden-ssha-vybory 

[5] Comprehensive annual report on public diplomacy and international broad-casting (2023) US Advisory Commission on Public Diplomacy. 19 December. [Элек-тронный ресурс]. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2024/01/2023_ACPD_Annual_Report_508C_v2-1.pdf 

[6] Special Report. Putting Policy & Audience First: A Public Diplomacy Para-digm Shift (2021) US Advisory Commission on Public Diplomacy. URL: https://www.state.gov/reports-u-s-advisory-commission-on-public-diplomacy/ 

[7] International Counter-Disinformation Research Agenda. Opportunities for University and Think-tank Research and Analysis (2023) Global Engagement Cen-ter. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2023/07/International-Counter-Disinformation-Research-Agenda-508.pdf

Cover photo: Lee Satterfield encouraged participants to make the most of the three-week program.