- Home
- Наша философия
Зачем нужна «креативная» дипломатия?
Дипломатия, как вид публичной деятельности, зародилась во времена седой древности. Дошедший до наших дней первый письменный договор историки датируют временами египетского фараона Рамсеса II и царя хеттов Хаттушиля, которые и заключили его.
Сегодня под дипломатией мы традиционно понимаем способ осуществления внешней политики государства, который представляет собой совокупность мероприятий невоенного характера, применяемый с учетом конкретных условий. Однако если смотреть на это понятие шире и более творчески, то можно говорить о том, что дипломатия – это набор инструментов, позволяющих успешно или не успешно (кто как умеет пользоваться этими инструментами) позиционировать страну на международной арене.
Касаясь вопроса международной репутации страны, ее имиджа за рубежом, пожалуй, можно и должно говорить о так называемой репутационной дипломатии, то есть о разновидности публичной дипломатии, задача которой состоит в том, чтобы грамотно и эффективно позиционировать страну в мире.
Сегодня традиционные способы ведения международной политики все больше уступают место нетрадиционным формам выстраивания отношений на международной арене (soft power), репутация и эффективность внешнеполитических шагов страны во многом зависит от скорости донесения информации, колоссальное влияние приобрели негосударственные факторы — неправительственные организации, фонды, учреждения, объединения и т.д., а борьба за сферы идеологического и цивилизационного влияния все больше перемещается в область так называемой информационной и общественной дипломатии.
Именно поэтому современная дипломатия России должны быть адекватной современным требованиям и условиям, умной, гибкой, технологичной, отвечающей уровню технического развития общества, и, самое главное, креативной – творческой, нетрадиционной в подходах к решению достойных задач, в том числе в области построения репутации, распространения информации и работы с гражданскими обществами.
Насколько России нужна репутационная политика?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно спросить любого среднестатистического иностранца, что он/она знает о России. Набор слов, который мы получим в ответ, крайне удручает: matreshka, vodka, balalaika, Sibir’, moroz, kholodno. Да, не забудем традиционные perestroika, Gorbachev. Последнее десятилетие несколько обогатило словарный запас иностранца в отношении России, появились многозначительные Putin, (теперь к этому добавилось Medvedev), Gazprom, хотя и английское, но очень понятное gas war. Возможно, кто-то вспомнит Sochi, modernizatsia или даже Skolkovo. Таким образом, судя по вышеприведенному набору слов, восприятие России в мире — сложное и неоднозначное. Зачастую на международной арене наша страна, в том числе ее внешняя политика, является заложницей устоявшихся стереотипов и мифов, которые мешают ее адекватному восприятию как современного и развитого государства.
Молодежное направление как сфера особенного внимания «Креативной дипломатии»
Когда «Креативная дипломатия» создавалась, мы ставили перед собой вопрос: «Чего мы хотим, какова наша глобальная цель?». Мы отвечаем на этот вопрос так — нам не все равно, какой воспринимают Россию за рубежом.
Зачастую корень репутационных бед России заключается в том, что нашу страну просто НЕ понимают, не понимают, что происходит внутри, а, следовательно, не понимают, почему Россия так или иначе ведет себя на международной арене. Добавьте к этому все выше означенные проблемы (трудная коммуникативность со стороны нашего государства, частое отрицание использования современных инструментов влияния).
Поэтому мы хотим, чтобы нашу страну понимали, ведь когда понимают, тогда возникает взаимное уважение, а следовательно, и дружеские отношения.
Конечно, мы считаем важным:
- Содействовать формированию положительной атмосферы восприятия образа России в общественном зарубежном пространстве;
- Содействовать общественной дипломатии России в рамках гуманитарной работы в странах СНГ и Восточной Европы;
- Способствовать адекватному восприятию реализации внешнеполитического курса Российской Федерации в научно-экспертной и медийной среде.
Однако в силу ограниченности наших ресурсов и возможностей, а также по причине того, что «Креативная дипломатия» – проект молодой во всех смыслах этого слова, охватить все направления репутационной сферы мы просто не в состоянии. Возможно, это и не надо.
Поэтому в качестве основного направления нашей деятельности мы выбрали молодежное. Потому что сегодняшняя молодежь – это завтрашние политические, экономические, общественные и культурные лидеры своих стран. Именно они будут определять внешнюю политику своих государств, в том числе в отношении России. Поэтому важно работать с этими людьми уже сейчас. Это важно для того, чтобы не допустить формирования у молодого поколения стран СНГ и европейцев стереотипного представления о нашей стране, что ведет к негативному, неадекватному восприятию России, в том числе во внешней политике.
Мы уверены, что только личное общение может разрушить любые стереотипы о человеке, этносе, народе и, наконец, стране, поэтому наш основной инструмент работы – проведение различных совместных тематических конференций, семинаров, симпозиумов, деловых встреч, обучающих программ для молодых ребят (студентов или молодых специалистов в области международных отношений, дипломатии, истории, журналистики и других гуманитарных наук). В нашей работе мы стараемся находить нестандартные форматы организации мероприятий, предоставлять ребятам из России и других стран пообщаться с интересными людьми, посетить любопытные места.