Евразийская интеграция и многовекторность

«Консолидация многовекторности» как стержень будущего евразийской интеграции

Акоп Габриелян

Эксперт по политике постсовестского пространства, основатель и руководитель молодежной организации «Консенсус» Акоп Габриелян (Армения, Ереван) делится своим видением будущего евразийской интеграции, её целей и задач.

Часть I

«Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней…

Ф.И.Тютчев. «Два Единства». Полное собрание стихотворений. Ленинград, «Советский писатель», 1957.

Когда страны постсоветского пространства в шуме и неразберихе политико-экономической и морально-ценностной конъюнктуры начала 90-ых начали осознавать неотвратимость сохранения межгосударственных связей между собой, скрепив их соответствующими решениями о создании СНГ, мало кто в орбите англо-саксонской геополитической и околополитической традиции воспринимал серьезно попытки, как им тогда казалось и кажется до сих пор, «слабой и не великой» [1] России переформатировать наследие советской идеологической модели союза в более гибкую форму интеграции.

А зря. Тем не менее, необходимо отдать должное недальновидности неолиберального истеблишмента, привыкшего смотреть высокомерно на любые инициативы послесоветской России. Именно благодаря надменной уверенности в бессилии новой России объединить новой общей идеей независимые государства бывшего коммунистического лагеря, сегодня становится реальным проект евразийской интеграции.

Новая Россия, в свою очередь, ожившая после неолиберального нокдауна 90-ых, привыкшая сегодня критиковать неолиберализм, но одновременно с этим, научившаяся, как кажется, учитывать уроки прошлого, получила исключительный шанс возродить единство народов, чьи связи были обрублены лозунгами «гласности» и «перестройки», не имеющими ничего общего с самой сутью данных понятий. И шанс этот основан не на военно-политическом диктате к объединению, но осознании исключительной важности создания и поддержания экономического базиса для будущей политической надстройки евразийской интеграции. В этом смысле, новая Россия, возможно, более рационально подошла к абсорбции учений марксизма и неомарскизма.

Вступающие в Евразийский Союз государства начинают строить свой путь к сближению именно на экономическом фундаменте, успешность модели которого доказало знаменитое сообщество угля и стали, переросшее сегодня в нечто большее, чем просто объединение хозяйствующих субъектов и акторов только лишь экономических взаимоотношений. Тем не менее, изучение опыта европейского проекта, взрастившего свои плоды на полях Эльзаса и Лотарингии, не должно означать полную копирку данного проекта отечественным производителем. Приобщение и конструирование модели интеграции под самобытную культурную, общественную и политическую специфику стран нашего евразийского пространства является необходимым условием для того, чтобы механизм экономического взаимодействия заработал, побудив к движению колеса более сложного типа интеграционного взаимодействия. Именно на этом уровне возникает острая нужда в создании условий для идейного и идеологического сближения народов бывшего СССР.

Основываясь на богатом отечественном и зарубежном опыте, России наивно было бы надеяться на то, что абсолютная универсализация по типу «конца Истории» помогла бы в деле подобного сближения. Тотальное уравнивание колосьев тупым серпом искусственной монолитности, нивелирующим особенности всех акторов, задействованных в данном сближении, уже доказало свою полную несостоятельность на примере несогласия ряда государств мириться с единым, но чуждым и навязанным им извне миропорядком.

Именно поэтому, создавая модель будущего тесного сотрудничества между странами, Россия должна понимать, что ее поликультурность, ее многонациональность отнюдь не означают ее слабость. Величие творения любого шедевра, будь то литература, архитектура, живопись или создание общественно-социального произведения искусства, заключается не в технологии сливания всех красок в серый цвет, а в умении показать колорит каждого оттенка, соединенного в один общий многокрасочный и пестрый букет, связанный нитью единства духа и стремления к мирному созиданию, направленному на поддержание уникальности каждой составляющей этого букета. Многосоставность народа России – есть не угроза для ее государственной сплоченности, а главное богатство этой страны, делающее эту самую сплоченность еще более ценной.

Россия должна уметь репродуцировать сплоченность внутреннюю и на уровень внешней интеграции, где главным фактором, который обеспечил бы ее поддержание в роли регионального, а затем и мирового центра притяжения, станет консолидация многовекторности. Консолидация многовекторности – это консолидация умов, сплочение духа и системного мышления созидательного типа, направленного на агрегирование, а затем и синтез политических, духовно-конфессиональных, культурных, экономических и любых иных течений, чьи представители думают и работают в стиле сознательной (а не навязанной) слаженности. Чем сложнее оркестр по своему составу и инструментальному многообразию, тем более ценным является умение создать условия для унисонного звучания всех компонентов данного оркестра. Причем создание подобных условий для обеспечения консолидации многовекторности должно происходить не по приказу единственного дирижера, но по сознательной, рациональной готовности всех музыкантов играть единую мелодию. Звучание же этой мелодии в сфере общественно-политических отношений зависит не столько от профессионализма (под которым надо понимать государственную зрелость) каждого музыканта, сколько от умения и готовности работать в команде с другими акторами, также осознающими, что отсутствие того или иного инструмента, необходимого для полноценной симфонии, будет означать заведомый провал в исполнении сложного произведения.

Сегодня у России и стран, желающих вместе с ней создать подобный оркестр, есть шанс обеспечить консолидацию многовекторности. СНГ, как бы к нему не относились пренебрежительно, а также последующие инициативы по воссоединению и созданию единого пространства, единого экономического рынка товаров и услуг на базе Таможенного союза, стали первыми элементами, заложенными в фундамент будущей кооперации. Перспективы Евразийского союза, одновременно с углублением взаимодействия в военно-политических структурах по примеру ОДКБ, станут вторыми звеньями в указанной цепи. Третьим и одним из наиболее важных составляющих данной цепи должно стать создание условий для культурного синтеза, культурной консолидации многовекторности, в первую очередь, на уровне общественного движения к единству. Хотя сегодня статистические оценки утешают довольно позитивной картиной поддержки населения интеграционных проектов [2], тем не менее, на мой взгляд, подобная поддержка скорее основана на традиции поддержки по наитию. Качественное осмысление необходимости создания единого социокультурного пространства в рамках консолидации многовекторности требует больших работ по принципу «мягкой силы», которую необходимо реализовывать последовательно, аргументированно и систематично. Я глубоко убежден, что то общество, которое понимает, зачем оно идет к консолидации, всегда внутри себя и в окружающей его среде выступает сплочённее того общества, которое бессознательно ведут по заданной траектории. Сплоченность эта основана на осознании собственной значимости в общем деле, осознании себя в качестве уникального и неотъемлемого элемента общей картины, того яркого художественного произведения, той гармоничной и виртуозной мелодии, о которой говорилось выше. Поэтому именно рациональное, сознательное понимание необходимости консолидации по своей сути сложнее, прочнее и устойчивее силы искусственной универсализации, которая, хоть и даст эффект единения, но в своей сущности является лишь иллюзией гармонии, произведением лишь одной скрипки.

1. http://www.theguardian.com/world/defence-and-security-blog/2014/oct/13/putin-uk-ukraine-nato

2. http://mir24.tv/news/society/10801451

Габриелян Акоп Арменович – выпускник магистратуры Центрального Европейского Университета (Венгрия, Будапешт), аспирант Российско-Армянского (Славянского) Университета (Армения, Ереван), член МОФ «Диалог Цивилизаций», сертифицированный эксперт по политике на постсоветском пространстве, основатель и руководитель молодежной общественной организации «Консенсус».

Мнение автора, размещенное на сайте «Креативной дипломатии», может не совпадать с позицией редакции.