Грузия и российский Кавказ: оттепель или провокация?

«Упрощение» визового режима Грузии по отношению к России

Со второй половины октября 2010 г. Грузия в одностороннем порядке отменяет визовый режим с северо-кавказскими республиками Российской Федерации. Таким образом, жители Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан, Республики Кабардино-Балкария, Республики Адыгеи и Карачаево-Черкесской Республики, получили «уникальную» возможность, не смотря на разорванные дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси, свободно пересекать государственную границу и находиться на территории Грузии без визы до девяноста дней.

По сообщению информационного агентства «Грузия On-line», министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе во время совместной со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедяровым пресс-конференции отметил, что упрощённый визовый режим был введён Грузией исходя из таких гуманитарных нужд северокавказских народов, как, например, желание получать образование, которое таким образом будет им доступно в грузинских учебных заведениях. В частности он сказал, что в Грузии «есть университеты высокого уровня и они [жители северо-кавказских республик – прим. авт.] могут получить в них образование. Особая заинтересованность северокавказцы выражают в адрес ТГУ и медицинского университета». Кроме того, согласно заявлению грузинского Министерства иностранных дел, такое решение связано с желанием руководства Грузии преодолеть ту ситуацию, когда жителям указанных республик российского Северного Кавказа для пересечения указанной границы было необходимо получать визу в Москве. Кроме того, Г. Вашадзе добавил следующее: «Власти России заявляют, что заинтересованы в добрососедских отношениях с Грузией, а введение безвизового режима для граждан РФ – жителей республик Северного Кавказа – служит этой задаче».

Комментируя высказывания российских политиков о том, что решение Тбилиси о введении виз носит односторонний характер, Г. Вашадзе сказал, что Грузия является суверенным государством и сама решает, какой визовый режим будет установлен для граждан другой страны, передает ИТАР-ТАСС.

Заслуживают отдельного внимания слова аналитика вашингтонского Джеймстаунского фонда (что само по себе уже говорит о многом), бывшего генерального представителя Чеченской республики Ичкерия в России Маирбека Вачагаева, который, комментируя данное решение грузинских властей, заявил о необходимости «показать России, что Грузия – это не только грузины, а Грузия плюс весь Кавказ». Иными словами, показать России её место, продемонстрировать своё превосходство и попытаться нанести точный удар в самую болевую точку РФ – горячий Северный Кавказ…

В ответ на такой противоречивый жест грузинского руководства, Министерство иностранных дел Российской Федерации опубликовало на своём официальном Интернет-сайте официальное заявление (№ 1426 от 14 октября 2010 г.) о том, что расценивает эти действия не иначе, как провокацию и очередную попытку Тбилиси дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, а также отвлечь общественное внимание от деструктивной политики руководства Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии. «У России нет проблем с Грузией, грузинским народом. У нас проблема с режимом М.Саакашвили, который никак не может успокоиться. Ясно, однако, что все его…действия, направленные на поиск…новых раздражителей, не отвечают интересам грузинского народа, могут привести лишь к дополнительным проблемам для грузинских граждан».

Заместитель полпреда президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Аркадий Еделев считает, что «это можно рассматривать не иначе, как провокацию». По словам же первого вице-спикера Совета Федерации Федерального Собрания РФ Александра Торшина, «этим решением, видимо, преследуется цель – обеспечить упрощение контактов бандподполья на Северном Кавказе с грузинским бандподпольем и грузинской официальной политикой».

На взгляд автора, все эти опасения с российской стороны далеко не беспочвенны. Судя по всему, действующее на сегодняшний день грузинское руководство хочет попытаться ответить России контрударом (а может и просто пародией) на её методы политики на кавказском направлении. Как Россия решила укрепить свои позиции на Кавказе, расположив к себе и в одностороннем порядке признав независимость Абхазии и Южной Осетии, так и Грузия хочет, в противовес России, взять курс на усиление своего влияния на российском Северном Кавказе, расположении мятежных северокавказских этнических групп к себе. Конечно, не следует это сразу воспринимать как попытку Грузии взять курс на интеграцию с российским Северным Кавказом с перспективами его отделения от России (хотя и такой риск нельзя полностью отметать, каким бы абсурдом это ни казалось), но, тем не менее, это очень опасная игра грузинского руководства. Ведь в данном вопросе Грузия пытается сделать ставку на то, что граждане северокавказских республик всё меньше ассоциируют себя с остальной Россией. А это уже отдельная проблема и вопрос национальной идентичности (в том числе национальной безопасности).

Так, на прошедшем 19 мая 2010 г. заседании российского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, один из выступавших перед Президентом Российской Федерации на тему существующего в Республике Дагестан гражданского противостояния, возможно и случайно, но противопоставил российский Северный Кавказ и Россию, заявив следующее: «Очень сомневаюсь, что то, что сходит с рук чиновникам на Северном Кавказе или, в частности, в Дагестане, сошло бы с рук, например, в России». Эта фраза, разумеется, очень зацепила Д.А. Медведева, в связи с чем хотелось бы процитировать и его ответ: «Для того, чтобы все эти тяжелейшие проблемы решать, нам нужно следить ещё и за тем, что мы говорим. Вы просто вначале сказали, что ситуация в Дагестане отличается от ситуации в России. Если мы так начнём рассуждать, то тогда нужно умыть руки и сказать: «Пусть этим занимаются другие». Дагестан – это Россия, и я просил бы всех использовать только такую терминологию. Это крайне опасно». С полным текстом стенограммы указанного мероприятия по проблемам идентичностей на Северном Кавказе, можно ознакомиться на официальном сайте Президента Российской Федерации (ссылка указана ниже).

Что касается возможных путей решения данной проблемы, Россия может ограничить гражданам своих северокавказских республик возможности использования предоставляемых Грузией условий, либо просто запретить ими пользоваться путём стандартных административных барьеров. Однако это может лишь спровоцировать волну недовольства со стороны граждан этих республик, где ситуация и без того крайне напряжённая. А переговоры с грузинской стороной на предмет пересмотра таких дискриминационных по отношению к России условий визового режима едва ли будут иметь успех, так как именно в дискриминации состоит весь интерес М. Саакашвили, последовательно реализующего лимитрофную политику (иными словами – курс геополитического торга).

В связи с этим наиболее приемлемым на взгляд автора вариантом могло бы стать начало переговоров России с Грузией на предмет восстановления дипломатических отношений и полной отмены абсурдноговизового режима между двумя соседними государствами. Конечно, возможно такие шаги России могли бы быть расценены как слабость, но здесь речь идёт о восстановлении свободного диалога народов двух в прошлом союзных стран, который был насильно разорван по причине дипломатических игр правящих элит, не в последнюю очередь инициированных внешними силами (не будем их упоминать всуе). Однако российская политика отстранённости по отношению к Грузии не может продолжаться вечно и должна быть завершена. Технологиям «холодной войны» есть место лишь на тёмных страницах прошлого. Пусть же они там и останутся. А нам, молодому экспертному сообществу России и Грузии, нужно сделать как можно больше, чтобы между нашими странами поскорее наступила оттепель. Такие возможности есть. Вопрос о том, как их реализовать, оставляю открытым и призываю всех к обсуждению!

Владимир Перебоев – коодинатор проектов »Креативной дипломатии», аспирант кафедры мировой политики Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ).

Мнение атвора может не совпадать с мнением редакции

Фото «Православного информационного агентства»

Материалы по теме:

Стенографический отчёт о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Сайт Президента Российской Федерации:

http://kremlin.ru/transcripts/7792