Интервью

Интервью Институту Каспийского сотрудничества

Владимир Перебоев, директор евразийских программ в «Креативной дипломатии», дал интервью Институту Каспийского сотрудничества о восточном и западном векторах евразийской интеграции, о деятельности Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, об информационном сопровождении интеграционных процессов.
В интервью Институту Каспийского сотрудничества Владимир Перебоев рассказал о перспективах развития евразийской интеграции, возможностях реализации идеи евразийской континентальной интеграции, экономических эффектах взаимодействия стран-участниц ТС/ЕАЭС, а также поделился результатами исследований, проведенных Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР), и сообщил о планах по реализации новых проектов и программ.

— Владимир Сергеевич, в докладе «Евразийская континентальная интеграция» Евразийского банка развития (ЕАБР) указывается, что евразийская постсоветская интеграция обязательно должна быть дополнена евразийской континентальной интеграцией, что принесет больший экономический эффект и позитивные перспективы для стран-участниц данных процессов. Как Вы полагаете, в сегодняшних условиях (углубляющейся конфронтации России и Запада, а также санкционного режима, под который попала Москва) может ли все еще быть жизнеспособной данная формула?

— Санкционный режим имеет ограниченный срок годности и не может отвечать реальным экономическим интересам как России, так и западных партнёров. Евразийская экономическая интеграция является долгосрочным процессом и выстраивается с учетом интересов всех участников. Однако полноценное раскрытие потенциала евразийской экономической интеграции будет происходить по мере встраивания евразийского интеграционного проекта в торгово-экономические и промышленные цепи расширенных западных и восточных экономических пространств континента. Поэтому западный и восточный векторы евразийской интеграции одинаково важны.

Конечно, осложнения в отношениях России с западными партнёрами и прежде всего с Евросоюзом не способствуют продвижению идеи интеграции «от Лиссабона до Владивостока». К этой идее стороны ещё могут вернуться, так как по сей день интерес как со стороны ЕС, так и со стороны Таможенного союза и ЕЭП к развитию сотрудничества между этими двумя интеграционными объединениями сохраняется, хотя и не афишируется по понятным причинам.

В этой связи, более активная политика России и её партнёров по евразийскому интеграционному проекту на восточном направлении сейчас очень важна. Ситуация с пробуксовкой интеграционного взаимодействия формируемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Европой может стать хорошей возможностью для углубления такого взаимодействия со странами Южной, Юго-Восточной Азии. Это позволит обеспечить баланс восточного и западного направлений внешнеэкономических связей ЕАЭС по мере преодоления кризиса в отношениях России с ЕС и США, оказывающих пока заметное негативное влияние на развитие евразийской интеграции.

— Действительно, взаимодействие с европейскими коллегами все чаще характеризуется кризисной составляющей. И, вероятно, что гармонизация евразийских и европейских процессов интеграции в обозримом будущем будет сопряжена с определенными проблемами. На сегодняшний день каким образом происходит интенсификация действий российской стороны на «восточном направлении»?

— Повторюсь, что временные сложности в реализации потенциала экономической интеграции между ТС и ЕС не отменяют продолжения курса на развитие интеграционного взаимодействия формируемого Евразийского экономического союза на восточном направлении. Сегодня мы видим на практике интенсивный и довольно успешный диалог с восточными партнёрами стран ЕАЭС. В Евразийскую экономическую комиссию поступают предложения от самых различных стран континента (и даже из-за его пределов), которые проявляют интерес к установлению преференциальных торговых режимов с ТС-ЕАЭС. Достигнуты договорённости Таможенного союза с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли и его вступлении в Евразийский банк развития, а также прорабатываются перспективы расширенного торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и другими странами (Египтом, Индией, Израилем, Турцией и др.).

Всё это доказывает актуальность и востребованность идеи евразийской континентальной интеграции, выхода евразийского интеграционного проекта за пределы постсоветского пространства или региона СНГ, что необходимо для полноценной реализации его экономического потенциала. Тем более что потенциал сотрудничества между крупными развивающимися экономиками ЕАЭС и стран азиатской части континента Евразия огромен и должен быть использован нами в интересах наших государств.

— Проводили ли Вы какие-либо исследования по прогнозированию перспектив присоединения к евразийским интеграционным процессам указанных Вами стран, желающих в том или ином формате сотрудничать с ТС? Какие сложности и препятствия могут возникнуть при реализации планов по углублению сотрудничества?

— Пока мы проводили исследования только по экономическим эффектам перспектив участия в ТС Украины, Кыргызстана, Таджикистана, Армении. Поэтому и комментировать возможные эффекты «продвижения евразийской экономической интеграции на Восток» пока рано. Здесь нужен полноценный комплексный анализ всех макроэкономических эффектов для каждой из сторон.

Не исключено, что Центр интеграционных исследований ЕАБР займётся их проработкой в ближайшем будущем. А рассуждать лишь о геополитических сторонах этих процессов считаю неконструктивным. В текущих условиях необходимо делать расчёт прежде всего с позиции экономической целесообразности, так как речь идёт об экономической интеграции.

— Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) является источником профессиональной и качественной аналитики в области евразийской интеграции, информационное сопровождение которой зачастую кажется недостаточным. Какие доклады Вы планируете выпустить в ближайшем будущем? И, на ваш взгляд, каким образом следует выстроить информационное обеспечение процессов евразийской интеграции?

— Наш Центр постоянно работает над развитием своих постоянных прикладных исследовательских проектов и над разработкой новых, дающих глубокое понимание процессов в рамках евразийской экономической интеграции. В фокусе деятельности Центра находится макроэкономический анализ, проблематика отраслевого и торгово-инвестиционного взаимодействия и эконометрическое моделирование процессов экономической интеграции, особенно в контексте формирования ЕАЭС, его расширения и взаимодействия с партнерами. Базовыми стали оценки Центра в части эффектов создания ТС и ЕЭП, а также возможного вступления в ТС Украины, Армении и Таджикистана. На этой базе проведен анализ отдельных аспектов экономической интеграции для Кыргызстана, Узбекистана и других стран.

Одним из наших новых проектов, который мы собираемся обнародовать в ближайшее время, является «База данных региональной интеграции». Это долгосрочный постоянный прикладной проект нашего Центра, представляющий собой регулярно обновляемую специализированную базу данных, являющуюся результатом комплексного анализа порядка 92 региональных экономических объединений и соглашений, действующих в мире. При этом по каждому из них даются развёрнутые данные по более 130 показателям. Среди них набор макроэкономических переменных и характеристик взаимной торговли в рамках этих объединений, характеристики внешнеторгового режима, институциональные характеристики и др. База данных будет полностью публичной и мы будем приветствовать любые исследования на её основе, а также будем рады принять любые отзывы и предложения на предмет содержания и использования базы данных.

Вообще, почти все исследования нашего Центра находятся в открытом доступе, такова политика ЕАБР: мы стремимся к открытости и гибкости. Узнать подробнее об этом, а также о других проектах ЦИИ ЕАБР, можно на нашем сайте.

— Какие направления исследования являются приоритетными для Центра интеграционных исследований ЕАБР?

— Особое внимание деятельности ЦИИ ЕАБР уделяется комплексному анализу евразийской экономической интеграции, в том числе западного и восточного векторов евразийской континентальной интеграции. Известность получили постоянные проекты Центра – комплекс динамических моделей общего равновесия DSGE, «Интеграционный барометр ЕАБР», «Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ», «Мониторинг прямых иностранных инвестиций стран ЕАЭС и Украины на евразийском континенте», «Система индикаторов евразийской интеграции». На очереди — «База данных региональной интеграции», которая, как ожидается, займёт не менее почётное место на полке ключевых исследовательских проектов Центра. На их базе оперативно готовятся аналитические записки, брифы и срезы для ключевых органов государственного управления стран-участниц ЕАБР. Работа над углублением и расширением аналитики по этим направлениям будет проводиться и в дальнейшем.

Кром того, Центр осуществляет продвижение идей евразийской интеграции посредством издания линейки аналитических публикаций (журнал «Евразийская экономическая интеграция», отчеты и доклады), проведения конференций и круглых столов (например, ежегодная международная конференция ЕАБР по вопросам евразийской экономической интеграции, проводимая осенью), участия в различных мероприятиях и обеспечения их информационно-аналитического сопровождения. В год Центром выпускается около 2500 страниц публичной аналитики по самым актуальным вопросам евразийской интеграции.

— Насколько мне известно, Вы являетесь руководителем проекта Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) «Интеграционный барометр ЕАБР». Недавно состоялась презентация результатов Интеграционного барометра за 2014 г. Какие основные тенденции в восприятии евразийской интеграции населением стран СНГ Вы бы отметили?

— Под восприятием населением стран СНГ и Грузии процессов евразийской интеграции в случае «Интеграционного барометра ЕАБР» следует понимать общественное отношение к участию в Таможенном союзе (для стран-членов) и перспектив возможного вступления в ТС (для стран, не являющихся членами ТС). В 2014 году в Казахстане, России и Беларуси зафиксирован рекордно высокий уровень общественного одобрения участия в Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). При этом за год поддержка участия в ТС и ЕЭП со стороны населения Казахстана и России показала рост более 11%, составив 84% и 79% соответственно. В Беларуси участие в ТС одобряет 68% населения.

Из стран, не являющихся членами ТС и ЕЭП, наиболее высокая поддержка населением планов по присоединению к ним была зафиксирована Таджикистане (72%) и Узбекистане (68%), что соответствует результатам 2014 года. Уровень поддержки выше среднего выявлен также в государстве-кандидате на вступление в ТС и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Армении (64%). При этом в Узбекистане поддержка присоединения к ТС за год снизилась на 9%, а в Таджикистане и Армении – на 3%.

В Кыргызстане, который намерен присоединиться к ЕАЭС вслед за Арменией, уровень общественной поддержки перспектив вступления в ТС и ЕЭП за год существенно снизился – с 67% до 50%, а уровень отрицательного отношения удвоился, что является тревожным сигналом. Другие результаты нашего опроса подтверждают, что в Кыргызстане наблюдается снижение интереса к региону СНГ практически по всем показателям интеграционных ориентаций населения (в экономике, политике и социокультурной сфере), а также рост показателей автономности (когда респонденты не отдавали предпочтений каким-либо странам).

Интересен факт сохранения поддержки перспектив вступления в ТС-ЕЭП со стороны более чем половины населения Грузии (53%). Однако и здесь за год уровень одобрения снизился на 6%, а отрицательное отношение выросло на 7%. В Молдове предпочтения в сторону возможного вступления в ТС составляют 49% от общего числа опрошенных (снижение на 5%), против – 23% (рост на 7%).

В Украине за год поддержка возможного присоединения к ТС снизилась с 50% до 31%, при росте отрицательного отношения к таким перспективам с 28% до 50%. При этом в Азербайджане тенденция не изменилась: и без того низкая поддержка гипотетического вступления в ТС за год снизилась еще больше – с 37% до 22%, а негативное отношение возросло с 53% до 64%. Таким образом, обе страны становятся все более закрытыми по отношению к евразийскому интеграционному проекту.

Таким образом, наряду с преимущественно высокой оценкой Таможенного союза внутри объединения, выявлен рост скептического восприятия ТС со стороны некоторых соседних стран, и что особенно печально – со стороны Украины, являвшейся стратегически важным партнёром ТС и желанным кандидатом на членство в ТС и ЕАЭС. Кроме того, «Интеграционный барометр ЕАБР – 2014» зафиксировал тревожные тенденции в области инвестиционного, научно-технического и образовательного сотрудничества стран региона СНГ, все чаще отдающих предпочтение странам ЕС (прежде всего Германии и Великобритании) или странам «остального мира» (например Японии, Турции, США, а в последнее время всё чаще Китаю). К сожалению, такая картина не способствует повышению долгосрочной глобальной конкурентоспособности евразийского интеграционного проекта. Это лишь малая часть наших выводов. С методологией, полной версией доклада и дополнительными материалами исследования можно ознакомиться на официальном сайте Евразийского банка развития.

— Как осуществляется взаимодействие Центра со СМИ? И что Вы думаете о качестве и целостности информационного обеспечения процессов евразийской интеграции на данном этапе?

— Хотелось бы отметить, что мы приветствуем качественное информационное сопровождение евразийской интеграции со стороны средств массовой информации, некоммерческих организаций, экспертного сообщества с опорой на аналитические разработки нашего Центра. Успех евразийского интеграционного проекта во многом будет зависеть от того, насколько он будет понятным и привлекательным в глазах широкой общественности, рядовых граждан, бизнеса, власти, причём как в странах уже участвующих в евразийской интеграции, так и в странах-партнерах. Поэтому должна проводиться системная и долгосрочная работа по взвешенному диалогу между структурами, отвечающими за выработку и реализацию интеграционной политики, с одной стороны, и реальными участниками интеграционных процессов (прежде всего населения, бизнеса), с другой.

В этой связи, наш Центр даёт не только качественную аналитику, позволяющую понять все стороны евразийской экономической интеграции, но и даёт сотни комментариев и статей ведущим СМИ. Конечно, наши возможности небезграничны, поэтому надеемся на активизацию качественной информационной работы со стороны других структур, компетентных в вопросах евразийской экономической интеграции.

В этом плане вызывают уважение действия властей и СМИ Казахстана. В преддверии подписания в Астане Договора о евразийском экономическом союзе, в апреле-мае по всему Казахстану, на центральных каналах телевидения и по другим информационным каналам проводилась очень качественная информационная работа по разъяснению реальных экономических выгод и отсутствия политического контекста евразийской экономической интеграции. Это, кстати, стало одной из причин, по которой мы зафиксировали в этом год рекордный рост поддержки участия Казахстана в ТС со стороны его населения. Этот опыт является примером для всех существующих и потенциальных стран-участниц евразийского интеграционного проекта, так как смысл и выгоды участия той или иной страны в том или ином региональном интеграционном объединении должны быть очевидны и понятны для всех, кого могут коснуться последствия принимаемых государством решений.

Владимир Перебоев – кандидат политических наук, руководитель направлений и ответственный секретарь научного совета Центра интеграционных исследований ЕАБР, директор евразийских программ в «Креативной дипломатии».

Источник: Институт Каспийского сотрудничества