На англоязычном портале Russia Direct вышла статья Натальи Бурлиновой, посвященная российской «мягкой силе» и вопросам информационной политики. Поводом для рассуждений на эту тему стала пятилетняя годовщина с момента трагических событий августа 2008 года. Мы публикуем русский текст статьи. С англоязычной версией статьи можно ознакомиться здесь.
* * * *
Как-то сразу после Кавказского кризиса августа 2008 года мне пришлось выступать на одной конференции московских медийщиков, посвященной проблемам международного радиовещания. Рассуждая о причинах одностороннего освещения западными СМИ конфликта в Южной Осетии, мы долго дискутировали на тему информационной политики в целом, есть ли она у России, и если есть, то почему настолько вялая, что позволяет западным СМИ извращать образ нашей страны до неузнаваемости. Август 2008 года отрезвил многих, кто рассчитывал на профессиональную объективность западных средств массовой информации. Оказалось, что им вполне свойственна предвзятость, односторонность в освещении, некорректное использование фактов и даже цензура, которая на западный манер тактично именуется «редакционной политикой». Но с другой стороны, российская информационная среда расписалась в своей несостоятельности конкурировать с западными коллегами в условиях информационного конфликта. Эта очевидность, существовавшая и до августа 2008 года, для многих во властных структурах стала открытием, причем настолько неприятным, что по Москве поползли слухи о том, что совсем скоро в России будет создана госкорпорация по имиджу (тоже в духе тех лет). Однако первые ласточки мирового финансового кризиса обрубили эти слухи на корню.
Однако российская власть смутно ощущала, что необходимо делать что-то большее, чем то, что делалось до сих пор, чтобы доносить до мира свою точку зрения. Тогда еще мало кто в московской экспертной тусовке употреблял понятие «мягкая сила». Лишь узкая прослойка экспертов была знакома с работами Джозефа Найя-младшего. Но время шло, постепенно «мягкая сила» наряду с «модернизацией» вошла в столичный обиход, хотя такие понятия как «креативность», «публичная дипломатия» еще смущали слух среднестатистических российских чиновников.
Конечно, нельзя сказать, что до 2008 года не велось никакой работы в области имиджа и информационной политики страны. В 2005 году появился телеканал Russia Today, работало информационное агентство «РИА Новости», отвечавшее за крупные государственные имиджевые проекты, в том числе известный политологический проект «Валдайский клуб», заработали экспертные форумы «Диалог цивилизаций», «Петербургский диалог». Работало Россотрудничество, начали открываться представительства и кабинеты Фонда «Русский мир». Но все эти проекты имели крупный характер. Не хватало системной, стратегической работы «в поле», слабым местом был некоммерческий сектор России, та самая сфера НКО, которая в других странах выступает ключевым звеном «мягкой силы».
Август 2008 года стал красной линией, после которой Россия вновь почувствовала в себе силы громко транслировать свое самостоятельное мнение, даже если оно сильно отличается от мнения западных партнеров (и события в Ливии, Сирии являются тому подтверждением). Вынеся горький опыт из информационного освещения августа 2008 года, Россия серьезно задумалась об укреплении своих позиций в международных СМИ. Хромавший поначалу телеканал Russia Today сегодня набирает обороты. Помимо англоязычной версии, запущены испаноязычная и арабоязычная редакции. Причем Russia Today на арабском уже по-взрослому конкурирует с основными телеканалами, вещающими на арабский мир, в том числе Аль-Джазирой. Раскручивается еще один информационный многоязычный риадиовещательный проект – «Голос России».
На фоне внутреннего укрепления России и, как следствие этого, продвижения Москвой серьезных региональных проектов, таких как, например, Евразийский Союз, работа по укреплению российских гуманитарных институтов государственных и общественных организаций, «фабрик мыслей», имеющих отношение к «мягкой силе», в последние годы набирает обороты. Причем внимание этому вопросу, особенно по линии господдержки некоммерческого сектора, уделяется на самом высоком уровне.
Серьезные реформы сегодня происходят в Россотрудничестве, федеральном ведомстве, отвечающем за гуманитарную работу на пространстве СНГ и политику в отношении соотечественников. Планируется расширение гуманитарного, образовательного и культурного российского присутствия в мире, внедряются новые ознакомительные программы посещения России для иностранной молодежи.
Стали много задумываться об общественной и публичной дипломатии. Большие средства на общественную дипломатию выделяются по линии Президентских грантов. Вообще в этом направлении главная задача состоит в том, чтобы помочь российским НКО, заинтересованным в международной работе, суть которой состоит в том, чтобы российская точка зрения по тем или иным вопросам была слышна. Таких некоммерческих организаций сегодня по стране не так много, а реально работающих, тем более по линии контактов со своими коллегами за рубежом, еще меньше. Поэтому в 2010 году по распоряжению президента Медведева был создан Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. Фонд имени Горчакова, известнейшего российского дипломата XIX столетия, учрежденный МИДом, призван оказывать содействие тем российским НКО, которые стремятся работать в области публичной дипломатии. Фонд также реализует собственные проекты, ориентированные на молодых экспертов в области международных отношений.
Одновременно с Фондом Горчакова был создан Российский совет по международным делам (РСМД), первый в России современный think tank государственного уровня. Задача РСМД состоит в интегрировании российского экспертного сообщества и содействии российским экспертам в их продвижении за рубежом.
И РСМД, и Фонд Горчакова, – пример современных российских НПО, работающих с пониманием важности диалога с обществами зарубежных стран, даже там, где этот диалог осложнен политической обстановкой. В качестве примера – все тот же август 2008-ого. Казалось, что после войны любые контакты с грузинской стороной (кроме встреч дипломатов в рамках официальных контактов) исключены. Но молодые эксперты двух стран при поддержке Фонда Горчакова и грузинских партнеров приняли решение налаживать экспертный диалог даже в отсутствии дипотношений. В СМИ появилась информация о том, что в ближайшем будущем заработает Российско-Грузинский Общественный Центр, в задачу которого, вероятно, будет входить наведение гуманитарных мостов между странами.
Пять лет спустя после войны политика малых шагов между Россией и Грузией готовит почву для нечто большего. Рано или поздно, но отношения будут восстановлены, вот уже и легенда «Боржоми», как утверждается в рекламе, вернулась на российский рынок. Вероятно, это большее еще очень за горами, но путь начинается уже сейчас. И к этому моменту общество, по крайне мере его молодая активная часть должна быть подготовлена, потому что предстоит решать самую важную задачу – восстанавливать доверие между людьми. И «мягкая сила» должна способствовать этому с обеих сторон.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Фото: Russia Direct