Куда уходит пацифизм?

Дарья Грибкова

Координатор проектов «Креативной дипломатии»

Продвигая концепцию «активного пацифизма» и наращивая оборонную мощь, Япония отказывается от ключевого компонента своей «мягкой силы» — образа миролюбивой страны. В чем проявляется и чем обоснован данный сдвиг в политике Токио? На данную тему в новой статье рассуждает Дарья Грибкова, координатор проектов «Креативной дипломатии».

Куда уходит пацифизм?

После Второй мировой войны неотъемлемым компонентом «мягкой силы» Японии был статус невоенной державы. Элементы военного характера во внешней политике из-за конституционных ограничений отсутствовали, однако сегодня мы наблюдаем иную картину.

С началом второго премьерского срока Синдзо Абэ в стране стали активно проводиться реформы, направленные на ее военную «нормализацию». В случае успеха Либерально-Демократической партии на выборах в верхнюю и нижнюю палаты парламента в июле 2016 года у Синдзо Абэ появится реальная возможность изменить на этот раз не просто толкование девятой статьи конституции, гласящей, что «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны» [1], но и саму статью.

В рейтинге The Soft Power 30 [2], опубликованному в июне и наделавшему немало шума из-за наличия в нем России, Япония располагается на седьмом месте. Среди факторов японской «мягкой силы» авторы рейтинга отметили экономическую мощь Японии, ее интегрированность в международную экономическую систему, развитие высоких технологий, популярную культуру. Ни слова о японском пацифизме. Отмечено, однако, что натянутые отношения с соседями — Китаем и Республикой Кореей — могут негативно сказаться на положительном образе страны.

Но будут ли отношения между этими странами развиваться в положительном ключе, если японское правительство продолжит военные преобразования? Не лишится ли японская «мягкая сила» одной из основных составляющих?

От «мягкой силы» — к «жесткой»?

С 1990-х годов в Японии все громче стали раздаваться голоса тех, кто ратовал за возрождение военной мощи страны. После непосредственного неучастия Японии в войне в Персидском заливе на Токио посыпались упреки из Вашингтона, желающего видеть более самостоятельного и мощного в военном отношении союзника. Затем к этому добавились перемены в самой системе международных отношений: экономический и военный рост КНР вкупе с увеличением ее политического влияния, конкурирование двух интеграционных моделей под эгидой США и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обострение территориальных споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, периодически обостряющаяся из-за продолжающейся реализации ядерной программы КНДР ситуация на Корейском полуострове, динамичное развитие стран Юго-Восточной Азии, глобальная угроза терроризма. Во внимание нужно принимать и внешнеполитические амбиции самого японского руководства. Военные реформы оказались важным компонентом процесса достижения статуса «нормальной» страны.

В сентябре 2015-го вступил в силу указ, позволяющий Силам самообороны Японии (ССЯ) принимать участие в военных операциях за рубежом для защиты своих союзников. Такая формулировка дает большой простор для толкований. В свою очередь, существование ССЯ в нынешнем виде противоречит закрепленному в конституции 1946 года выше упомянутому запрету не создавать «сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны» [3] и создает благоприятные условия уже для изменения самой конституции. В феврале 2016 года премьер Абэ предложил изменить статью конституции, по условиям которой страна отказывается от войны как способа ведения внешней политики, поскольку «Япония должна пользоваться правом на коллективную самооборону без каких-либо ограничений» [4].

В 2013 году начала работу новая структура – Совет национальной безопасности [5], — целью которой является сбор информации и формирование основных направлений в сфере внешней политики и политики безопасности. Поскольку председателем Совета является сам премьер-министр, оперативность принятия решений без лишних проволочек значительно повышается.

Сегодня Токио активно развивает военно-техническое сотрудничество с государствами Южной и Юго-Восточной Азии. Так, отмена запрета на экспорт вооружения в апреле 2014 года позволила подписать 13 декабря 2015 года договор с Индией о поставках оборонительных вооружений [6]. 6 ноября того же года Вьетнам и Япония подписали соглашение, по условиям которого Морские силы самообороны могут заходить во вьетнамский порт Камрань; также стороны договорились о проведении совместных учений в Южно-Китайском море и начале переговоров о поставках из Японии оборонительных вооружений [7]. 26 мая 2015 года Абэ и премьер-министр Малайзии Наджиб Разак договорились о сотрудничестве в обеспечении морской безопасности и поставках из Японии оборонительных вооружений и технологий [8]. Аналогичные соглашения были подписаны в феврале 2015-го с Индонезией [9] и в марте 2016-го с Филиппинами [10].

Для Токио стратегически выгодно выстраивать военно-техническое сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии (особенно Вьетнамом и Филиппинами), имеющими территориальные противоречия с Китаем. Вьетнам обладает второй по протяженности в регионе береговой линией, что предоставляет возможности для кооперации в сфере морской безопасности. Через Филиппинские острова проходят одни из важнейших в мире морских коммуникаций, по которым в Японию поступает более 80% импортируемой нефти [11]. Опять же кооперация со странами Юго-Восточной Азии, пострадавшими от действий Японии в годы Второй мировой войны, позволяет не вызвать у них опасений по поводу возрождения японской военной мощи.

Формально действия японского правительства вписываются в так называемую концепцию «активного пацифизма» [12], включенную в Стратегию национальной безопасности 2013 года [13]. Прилагательное «активный» позволяет в каком-то смысле оправдать проводимую Токио политику, определить ее как некий «подвид» пацифизма, не противоречащий идеям невоенного решения конфликтов; на деле же происходит возрождение военной мощи страны.

Вооруженный пацифизм

Наряду с культурой, органично сочетающей традиционный пласт с новыми веяниями, языком, экономической мощью (до того, как она стала угасать) и бизнес-менеджментом, продукцией автопрома и электроникой, пацифизм страны был одним из важнейших компонентов, формирующих ее позитивный имидж в мире. За десятилетия после окончания Второй мировой войны образ милитаристской Японии был вытеснен образом мирного государства, выступающего надежным экономическим партнером и оказывающим в миротворческих операциях сугубо финансовую или логистическую поддержку. По мнению президента Токийского фонда Масахиро Акияма «Япония, будучи побежденной страной, быстро восстановилась и приобрела мощь, достаточную даже для того, чтобы успешно конкурировать с США в торгово-экономической сфере. Японцам удалось сформировать привлекательный образ возрожденного государства» [14].

В апреле 2006 года выступая с речью в районе Токио Акихабара, министр иностранных дел Японии Таро Асо подчеркнул, что при упоминании Японии в головах людей появляется «положительный», «теплый», «клёвый» образ» [15], и чем больше таких людей, тем успешнее японская дипломатия. Интересно отметить, что «мягкая сила» Японии, за исключением такого ее компонента, как «миролюбивость», возникла и развивалась не по инициативе государства, а была просто взята им «на вооружение».

Сегодня же ситуация такова, что усилиями самого же государства, осознанно или нет, этот компонент нивелируется. На смену пацифизму пришла концепция «активного пацифизма» — весьма расплывчатая, но предполагающая более активное использование Сил самообороны. Не в пользу Токио играют и существующие разногласия в толковании исторических событий между Японией и Китаем, Японией и Южной Кореей. Если в Пекине и Сеуле при каждом удобном случае напоминают о страданиях корейского и китайского народов в первой половине XX столетия от милитаристской Японии и требуют извинений, то в Токио об этом стремятся забыть, поскольку считают достаточными уже принесенные извинения. И это происходит в условиях роста военной мощи страны. Будет ли кто-то обращать внимание на то, что это наращивание оборонных возможностей, как утверждает японская сторона?

Судьба будущих преобразований в военной сфере зависит от результатов июльских выборов в парламент. По данным Kyodo News, 50,3% [16] опрошенных японцев в январе 2016-го высказались против пересмотра пацифистской конституции, запланированного на это лето. Тем не менее, стоит отметить, что Либерально-Демократическая партия Абэ занимает весьма неплохие позиции: по опросам, проведенным Kyodo News в мае 2016 года, 40,3% респондентов на выборах в верхнюю палату парламента готовы поддержать Либерально-Демократическую партию, а Демократическую партию Японии — 10,6% [17]. В случае успешных для Демократической партии парламентских выборов, Синдзо Абэ сможет заручиться двумя третями голосов для изменения конституции.

Нанесет ли это удар по образу миролюбивого государства, а, значит, по «мягкой силе» государства? Возможно, это не так сильно скажется на имидже страны в мире в целом, однако не в Восточной Азии, где отношения Японии с соседями обременены тяжелым грузом прошлого. Согласно исследованию Pew Research Center, проведенному весной 2015 года, только 12% китайцев и 25% южнокорейцев положительно относятся к Японии [18].

В заключение важно заметить, что Япония не предлагает «универсальных ценностей» на подобие западных; увлеченность японским языком в мире уступает увлеченности китайским; не менее узнаваемые образы предлагает сегодня корейская популярная культура; в экономической сфере Японию потеснил Китай, огромным потенциалом обладают Индия, страны Юго-Восточной Азии. Военная «нормализация» страны несомненно снижает эффективность «мягкой силы» Японии, и сможет ли она сочетать элементы «жесткой» и «мягкой» силы, как, например, Соединенные Штаты, — покажет время.

Для смягчения «удара» военных реформ по миролюбивому имиджу в условиях жесткой конкуренции со своими соседями Японии придется прикладывать куда больше усилий в экономической, культурной, образовательной сферах, которые по-прежнему, тем не менее, предоставляют достаточно большое пространство для продвижения позитивного образа все еще загадочной и чрезвычайно притягательной страны.


[1] Конституция Японии 3 ноября 1946 г. // Конституции государств мира. — http://worldconstitutions.ru/?p=37

[2] The Soft Power 30 // Portland. — http://softpower30.portland-communications.com/ranking/

[3] Конституция Японии 3 ноября 1946 г. // Конституции государств мира. — http://worldconstitutions.ru/?p=37

[4] Abe explicit in call for amendment to Constitution’s Article 9 //  The Japan Times. — Feb 3, 2016. — http://www.japantimes.co.jp/news/2016/02/03/national/politics-diplomacy/abe-explicit-call-amendment-constitutions-article-9/#.VufSRPmLTIX

[5] Defense of Japan 2013 Section 4 Establishment of National Security Council p.105. —  http://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2013/24_Part2_Chapter1_Sec4.pdf

[6] Natalie Obiko Pearson Abe-Modi deals shows Asia’s top powers moving to keep rising China in check // The Japan Times. —  Dec 14, 2015. — http://www.japantimes.co.jp/news/2015/12/14/national/politics-diplomacy/japan-picked-china-build-indias-high-speed-rail-link-15-billion-deal/#.VuQJDPmLTIV

[7] Japan defense vessel to stop at Vietnam naval base in South China Sea // The Japan Times. — Nov 6, 2015. — http://www.japantimes.co.jp/news/2015/11/06/national/japan-defense-vessel-stop-vietnam-naval-base-s-china-sea/#.VuW4IvmLTIV

[8] Masaaki Kameda Japan, Malaysia agree to beef up defense cooperation // The Japan Times. — May 26, 2015. — http://www.japantimes.co.jp/news/2015/05/26/national/politics-diplomacy/japan-malaysia-agree-to-beef-up-defense-cooperation/#.VuW4s_mLTIV

[9] Prashanth Parameswaran Japan, Indonesia To Sign Defense Partnership // The Diplomat. — February 05, 2015. -http://thediplomat.com/2015/02/japan-indonesia-to-sign-defense-partnership/

[10] Franz-Stefan Gady Japan and Philippines Sign Defense Agreement Amid Growing Tensions in South China Sea // The Diplomat. — March 01, 2016. — http://thediplomat.com/2016/03/japan-and-philippines-sign-defense-agreement-amid-growing-tensions-in-south-china-sea/

[11] Anh Duc Nguyen How China Boosts Japan’s Security Role in Southeast Asia // The Diplomat. — May 16, 2016. — http://thediplomat.com/2016/05/how-china-boosts-japans-security-role-in-southeast-asia/

[12] Сковоронских М. Синдзо Абэ в поисках безопасности // РСМД. — 23.06.2014. —  http://russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=3911#top

[13] Japan`s security policy 2013 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. — http://www.mofa.go.jp/policy/security/index.html

[14] Японский опыт «мягкой силы» для России // РСМД. — 30 апреля 2014. — http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3626#top-content

[15] Peng Er Lam, Japan’s Quest for “Soft Power”: Attraction and Limitation // East Asia (2007) 24, p.351. -http://www.corneredangel.com/amwess/papers/Japan_soft_power.pdf

[16] Abe support rate rises despite Amari scandal but half oppose changing Constitution // The Japan Times. — Jan 31, 2016. — http://www.japantimes.co.jp/news/2016/01/31/national/politics-diplomacy/abe-support-rate-rises-despite-amari-scandal-half-oppose-changing-constitution/#.V3VeJ7iLTIV

[17] Cabinet’s support rating jumps to 55.3% but Obama speech wows 98%: survey // The Japan Times. — May 29, 2016. — http://www.japantimes.co.jp/news/2016/05/29/national/politics-diplomacy/cabinets-support-rating-7-points-55-3-survey/#.V3VXbbiLTIV

[18] REIJI YOSHIDA Japan wins Asia-Pacific popularity poll despite mutual distrust with China, South Korea // The Japan Times. — Sep 4, 2015. — http://www.japantimes.co.jp/news/2015/09/04/national/politics-diplomacy/japan-wins-asia-pacific-popularity-poll-despite-mutual-distrust-with-china-south-korea/#.V3alzriLTIV

Фото: Flickr / Leodileo