Л. Ярошенко: НАТО и ЕС не спорят о праве первого решения

Выступление исполнительного директора «Креативной дипломатии» Любови Ярошенко перед слушателями Зимней Академии НАТО 2011

Любовь Ярошенко, исполнительный директор «Креативной дипломатии»,  рассказала слушателям ежегодной Зимней Академии НАТО 2011, состоявшейся в феврале в Подмосковном Абрамцево, об основных договоренностях и характере взаимодействия, которые существуют в настоящий момент между ЕС и НАТО в сфере кризисного реагирования.

Система современной европейской безопасности, ее фрагментарность и мозаичность, – те традиционные характеристики, которые сейчас можно встретить практически в каждом аналитическом обзоре или экспертном комментарии.

В центре европейской архитектуры, хотим мы этого или нет, оказалась НАТО как наиболее успешная военная организация, показавшая свою невероятную жизнеспособность и возможности к адаптации в новых условиях пост биполярной эпохи.

Позиционируя себя в качестве эффективного военно-политического альянса «всех времен и народов» и «кризисного менеджера», НАТО и не думает объявлять о своем роспуске. Поэтому, другим участникам пространства Большой Европы ничего не остается, как разрабатывать принципы, которые будут лежать в основе их взаимоотношений с альянсом в обозримом будущем.

Среди подобных искателей истины оказался и Европейский Союз, который уже давно громогласно заявляет о своей действующей несмотря ни на что Европейской идентичности в области безопасности и обороны.

Берлин Плюс: «стратегический документ в развитии отношений НАТО и ЕС, который позволяет им сотрудничать не только в традиционной сфере ответственности, но и за ее пределами, прежде всего в сфере кризисного реагирования». Именно этими словами Хавьер Солана, верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики в области безопасности приветствовал появление базового документа, регулирующего взаимоотношения ЕС и НАТО военно-политической сфере и по настоящий момент.

Соглашения, принятые еще в марте 2003 года, до сих пор проходят под грифом «совершенно секретно». Те обрывочные сведения, которые поступают в экспертное сообщество из выступлений официальных лиц, позволяют судить о следующем.

В рамках развития Европейской идентичности в области безопасности и обороны Европейский Союз всегда стоял перед решением задачи с тремя неизвестными: 1) Европейские государства должны действовать в рамках НАТО, тем самым, укрепляя европейскую опору альянса; 2) ЕС должен проводить операции с использованием потенциала НАТО; 3) ЕС должен проводить операции самостоятельно.

Берлин Плюс частично смог разрешить и урегулировать лишь второй вопрос. Именно благодаря данному документу, который сохраняет полную преемственность с ранее существовавшими Берлино-Брюссельскими договоренностями 1994-1996 гг., обеспечена презумпция доступа ЕС к потенциалу НАТО.

Содержание Берлин Плюс отражает следующие принципы построения взаимоотношений между двумя организациями:

1)  Доступ к средствам планирования НАТО в случае, если операция ЕС проводится с использованием натовского потенциала;

2)  Доступ к системе командования НАТО для операций ЕС;

3) Общее руководство операцией – на Заместителе верховного главнокомандующего объединенных сил альянса в Европе (D-SACEUR);

4) Соглашение о передаче, мониторинге, возвращении и отзыве предоставляемых средств и соглашение о консультациях в случае проведения операций ЕС с использованием потенциала НАТО.

Фактически НАТО и ЕС достигли определенного урегулирования технических аспектов сотрудничества, но так и не решили формально вопрос о лидерстве. Хотя, анализ отдельных положений документа Берлин Плюс уже говорит о том, за какой из организаций находится право первого решения.

Во-первых, соглашения Берлин Плюс носят характер политической декларации, а не юридически обязывающего документа. К юридической необязательности следует добавить и факт того, что вопрос применения или не применения соглашений решается каждый раз в индивидуальном порядке, в зависимости от возникшего кризиса.

Более того, командовать операциями ЕС будет, безусловно, европеец, Заместитель верховного главнокомандующего объединенных сил альянса в Европе, но отчитываться он будет также, безусловно,  американцу, каким является Верховный главнокомандующий объединенных сил альянса в Европе.

И это лишь одна часть истории. Среди прочих открытых вопросов Берлин Плюс можно выделить проблему дублирования функций двух организаций и разведения полномочий. В каждый отдельный момент НАТО должна быть готова предоставить определенный потенциал ЕС для проведения этой организацией собственных операций.

Однако, если позывной «SOS» поступит и в НАТО и в ЕС, как произойдет разрешение этой ситуации. Конечно, на основе консенсуса. Но не стоит забывать об одной простой истине, предыдущие заявления о том, «Европейский Союз может предпринимать самостоятельные действия там, где Альянс не задействован целиком», никто не отменял. А новые и, главное, более четкие так и не были озвучены.

Любовь Ярошенко —  исполнительный директор Общественной инициативы «Креативная дипломатия».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Фото: «РИА Новости»