НАТО и Украина

Украинская игра НАТО

Наталья Бурлинова

Статья подготовлена специально для Евразийского коммуникационного центра (МИА «Россия сегодня») и опубликована на его странице.

*    *    *    *    *

Мягкая сила – уникальная технология, разработанная политиками Запада для реализации своих интересов во всех уголках света. В последние годы многие влиятельные зарубежные организации и объединения переходят от этой техники к реальному финансированию и поддержке выгодных для них политических сил. В статье кандидат политических наук, президент «Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия»» Наталья Бурлинова анализирует политику НАТО в отношении Украины в течение последних нескольких лет.

Очередное геополитическое противостояние России и Запада в контексте украинского кризиса набирает обороты. Минимальное укрепление нашей страны всегда вызывало большую озабоченность западных партнеров.

В этом противостоянии России оппонируют сильнейшие игроки — США, Европейский союз, — обладающие огромными ресурсами и большими информационными возможностями, которые они активно используют в информационной войне против Москвы.

В этом противостоянии задействованы многие западные игроки — и отдельные страны, и организации (ЕС). Тем интереснее, что с начала 2014 года в эту идейную борьбу с Россией включился военный альянс западных стран — НАТО, цели и задачи которого главным образом состоят в военной защите стран — членов.

Причем Организация Североатлантического договора в лице ее уходящего осенью в отставку генерального секретаря Андреса Фог Расмуссена наряду с Лондоном занимает в антироссийском западном клубе самую жесткую позицию. Одни из самых громких политических заявлений по России в контексте Украины были сделаны на встрече Расмуссена с британским премьером Камероном, на которой оба были весьма красноречивы в донесении своей озабоченности по поводу «российской агрессии против Украины». Но именно украинский кризис очень явственно дает почувствовать функциональное смещение ролей, которое можно наблюдать в НАТО с момента распада Советского Союза, концептуальный пик которого пришелся на саммит НАТО в Лиссабоне в 2010 году и принятие новой стратегической концепции альянса. Это смещение заключается главным образом в уменьшении военного потенциала альянса и возложении на себя функций политико-ценностной структуры с элементами общественной пропаганды. Альянс все больше становится западной надзорной зонтичной структурой, присутствие которой осуществляется через работу с глобальной сетью партнеров.

Организация Североатлантического договора в лице ее уходящего осенью в отставку генерального секретаря Андреса Фог Расмуссена наряду с Лондоном занимает в антироссийском западном клубе самую жесткую позицию

Не имея широких возможностей для открытого военного противостояния в Россией (воевать с Москвой на Западе никто и не желает, по крайней мере собственными руками), со стороны Запада НАТО заняла в украинском кризисе своеобразную политико-информационную нишу с элементами вполне официальной, с одной стороны, и негласной, с другой стороны, военной поддержки, которая выражается в активной работе альянса по невоенным направлениям — политическому и информационно-пропагандистскому.

Политическое направление альянс реализует через поддержку нынешнего киевского президента в виде жестких антироссийских заявлений от лица генерального секретаря, политических консультаций и встреч с ним. Последним ярким примером стал визит в Киев и якобы «неправильно» интерпретированные украинской прессой слова насчет прекращения какого-либо сотрудничества с Россией.

Результатом работы на политическом направлении являются те шаги, которые альянс делает для того, чтобы укрепить политическую привязку Украины к Брюсселю — если не на уровне членства, чего страстно желают в Киеве, но избегают в НАТО и будут избегать как можно дольше, то хотя бы на уровне двустороннего сотрудничества с Киевом как с привилегированным партнером. Для этого у альянса есть все основания: во-первых, воображаемый для западных стран враг в лице России, во-вторых, одна из концептуальных основ альянса — политика открытых дверей. Эта политика была рекомендована НАТО в 2010 году «группой мудрецов» во главе с бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт в качестве основного принципа работы с потенциальными партнерами и в качестве одного из ключевых принципов новой стратегической концепции альянса, принятой на саммите в Лиссабоне в том же 2010 году. В-третьих, уже существующее политико-военное сотрудничество альянса и Киева в рамках программы «Партнерство ради мира». Справедливости ради надо сказать, что крепкая дружба НАТО и Киева в рамках упомянутой программы началась еще при Кучме, продолжилась при Ющенко и активно укреплялась при Януковиче. Именно при Януковиче в феврале 2011 года Расмуссен навестил Киев, чтобы выяснить, сможет ли Украина стать частью создаваемой в Европе системы американской ПРО. Визит проходил на фоне обострения российско-американских отношений. Чтобы закрепить курс на интеграцию в НАТО, альянс пообещал тогда Киеву содействие в реформировании армии и создании нового облика вооруженных сил Украины по образцу НАТО. Помнится, тогдашний премьер-министр Азаров, сметенный майданной революцией вместе с Януковичем, на совместной пресс-конференции с Расмуссеном заявлял: «Нам подходят ваши [натовские] стандарты хорошо оснащенной, небольшой по численности, мобильной, технологичной, современной армии, и мы готовы внедрять их у себя».

Что из этого получилось, можно наблюдать сегодня. Украинская армия не переняла натовские стандарты, а НАТО не выделило для этого средств. Но это вовсе не значит, что и НАТО, и Киев отказались от этой идеи. Более того, их решимость укрепилась. Именно об этом свидетельствует очередной визит Расмуссена к очередному киевскому президенту — Порошенко, состоявшийся в начале августа. Расмуссен приехал в Киев, чтобы опять же выполнить свою первую, политическую задачу — поддержать руководство Украины. Во-вторых, договориться о тех самых гласных и негласных мерах военной поддержки Украины. Гласные меры заключаются в «более тесной работе с Украиной по вопросу реформирования ее вооруженных сил и институтов, отвечающих за оборону». По сообщениям самой же НАТО, альянс уже оказывает советническую помощь по вопросам планирования и реформирования системы обороны. Напомним, что в июне министры иностранных дел НАТО договорились создать специальный фонд помощи Украине, средства из которого пойдут именно на военные реформы этой страны. В НАТО допускают, что средства фонда могут выделяться на вопросы, связанные с военной инфраструктурой. Что же касается негласных мер поддержки, то о них можно судить хотя бы по факту (о котором сообщили СМИ 8 августа) прибытия в Харьков военно-транспортного самолета из Канады — страны — члена НАТО — с партией военной помощи в виде шлемов, бронежилетов и других предметов военного обихода. Кто может дать гарантию, что на борту не было иных предметов «военной помощи»?

Вопрос вступления Украины в НАТО сейчас не обсуждается, но от этого он гораздо опаснее и реальнее в перспективе

Вторая составляющая новой украинской ниши НАТО — информационная пропагандистская работа, которую альянс активно ведет в рамках своей публичной дипломатии и в социальных сетях. Этому вопросу НАТО уделяет большое внимание. Достаточно сказать, что НАТО озаботилось выпуском специального регулярного бюллетеня, посвященного «развенчиванию мифов и пропаганды» со стороны России. Этот бюллетень выпускается с начала года под названием «Обвинения России: расставим точки над i». Прибавим к этому политические заявления руководства альянса, работу по линии общественной дипломатии на экспертном уровне и работу с молодыми людьми в рамках молодежной линии НАТО. На каждой подобной площадке НАТО старается транслировать свою точку зрения на отношения с Россией и украинский кризис. И это происходит не только в странах — членах альянса. Например, этим летом подобные программы состоялись в десятках стран, в том числе странах-партнерах, и даже таких далеких от НАТО странах, как Таджикистан или, например, стране — члене ОДКБ — Армении. Альянсом создана целая сеть молодежных подразделений, которые находятся под шапкой единой ассоциации молодых атлантистов. Такие подразделения есть и в России, и в Беларуси, и в Азербайджане, и на Украине. К сожалению, российской мягкой силе еще очень далеко до того, как НАТО работает с разными общественными группами в разных странах.

Безусловно, политический вопрос Украины станет одним из определяющих повестку очередного саммита НАТО, который пройдет 4 — 5 сентября в Уэльсе (Великобритания). НАТО уже объявила о том, что проведет отдельную встречу с руководством Украины. В принципе в формате таких встреч нет ничего особенного. Каждый раз на саммит приглашаются лидеры тех стран, с кем НАТО хочет обсудить конкретные двусторонние вопросы. Но в этот раз в контексте украинского кризиса вопрос будет звучать по-особенному — следующим образом: свободный выбор страны стать свободным членом свободного демократического блока. К этому можно еще добавить пункт о свободном военном сотрудничестве и укреплении свободных военных связей НАТО и Украины. Вся эта свобода вряд ли обернется членством Украины в НАТО в ближайшие годы. Залогом тому является открытый военный конфликт в Донбассе, нестабильность страны на годы вперед, Крым, уход которого из состава Украины НАТО не признает. Но все это тем не менее означает для России только одно: теперь о вопросе внеблокового статуса Украины, который был принят при Януковиче специальным законом, можно забыть и готовиться к тому, что при сохранении нынешнего режима соседняя страна будет привязываться к Брюсселю все больше и больше. Вопрос вступления Украины в НАТО сейчас не обсуждается, но от этого он гораздо опаснее и реальнее в перспективе. Будем надеяться, что в России это ясно тем, кто принимает решения по Украине.

Наталья Бурлинова – кандидат политических наук, президент «Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия»»

Фото: РИА Новости

Редакция