О «мягкой силе» Японии

Дарья Грибкова

Очарование Японии: как работает «мягкая сила» Страны восходящего солнца

Координатор «Креативной дипломатии» Дарья Грибкова продолжает развивать тематику «мягкой силы» Японии. Об институционализации, основных компонентах, векторах влияния и вызовах, которые стоят перед Японией в контексте «мягкой мощи», читайте в новой статье автора.

С точки зрения автора понятия «мягкая сила», Джозефа Ная, Япония – страна, обладающая одним из наибольших ресурсов «мягкой силы» в мире. Но в то же время существуют препятствия для полной ее реализации: это ориентация на консервацию внутренних ценностей и уклада жизни; до сих пор не забытая в регионе агрессивная внешняя политика Токио в первой половине XX столетия; демографические проблемы; успешная конкуренция со стороны быстроразвивающихся североазиатских соседей, Китая и Республики Корея (РК) [1]. Сегодня к этому перечню добавляется еще и стремление Японии к возрождению статуса военной державы.

Из чего складывается привлекательный образ Японии в мире? Какую роль играет в этом государство? Какие регионы мира являются приоритетными при выборе направления японского «мягкого воздействия»? Каковы перспективы японской «мягкой силы» и со стороны каких стран она испытывает конкуренцию?

Государство, «мягкая сила» и культурная дипломатия

Традиционно государство ответственно за экономическую и военную компоненты внешнего воздействия. Если же государство работает в сфере развития публичной дипломатии, то возникает пространство для активности специализированных фондов, НКО, СМИ, крупных корпораций. В сегодняшнем мире, так или иначе, государства ограничены в использовании жесткой силы, поэтому именно «мягкая сила» оказывается инструментом, с помощью которого создается благоприятная среда для внешней политики.

Японская «мягкая сила» начала свое развитие автономно от государства, произрастая из японской культуры, национальных традиций (отсюда неразрывная связь «мягкой силы» Японии с культурной дипломатией), ореола загадочности, «закрытости», а позже – успешного опыта модернизации и модели экономического развития. На каком этапе ее развития «подключилось» государство, а «мягкая сила» стала рассматриваться как средство завоевания лидирующих позиций в мировой экономике, политике и культуре?

После Второй мировой войны перед правительством встала задача восстановить не только экономику страны и реформировать систему управления внутри страны, но и избавиться от образа агрессора на международной арене. Сферы культуры и публичной дипломатии предоставляли широкое поле для активных действий.

Сейчас в Японии процесс реализации политики «мягкой силы» контролируется Министерством иностранных дел. Еще в 1972 году под его управлением был создан Японский фонд [2] для развития культурного обмена, продвижения японоведения за рубежом, исследования деятельности западных институтов и программ культурных обменов (в октябре 2003 года Фонд реорганизован в самостоятельное учреждение). Фонд имеет 24 зарубежных представительства; деятельность его охватывает более 190 стран мира. Главными направлениями его работы являются программы по обмену талантливыми специалистами в области кросскультурных коммуникаций, науки и культуры, программы по спортивным обменам и участию японских ученых в международных конференциях, отправке специалистов за рубеж для реставрации и сохранения японских памятников культуры [3]; поощряется сотрудничество по реализации совместных с ЮНЕСКО проектов.

Вопросы, связанные с предоставлением официальной помощи развитию, координирует Японское агентство международного сотрудничества [4], перед которым стоят задачи сокращения бедности, повышения эффективности систем управления, обеспечения человеческой безопасности, стимулирования образовательных и культурных обменов.

В 1988 году Министерство иностранных дел Японии стало выпускать ежемесячный журнал «Gaiko Forum» [5] («Дипломатический форум», затем переименованный в «Gaiko»), где освещались вопросы, связанные с популярной японской культурой, культурной дипломатией.

В 2004 году для концептуализации основ «мягкой силы» Японии был создан Консультативный совет во главе с Аоки Тамоцу, профессором университета Хосэй [6]. В Голубой книге Японии за 2004 год целый раздел третьей главы [7] посвящен концепции «мягкой силы», публичной дипломатии, улучшению имиджа страны за рубежом, образовательным программам и программам по обмену студентами, сотрудничеству в сфере культуры. Отдельное внимание уделено программе по развитию публичной дипломатии «Сооl Japan», целью которой является продвижение японской популярной культуры и реализацию которой в 2012-2014 годах контролировала нынешняя министр обороны Томоми Инада. Стоит также отметить, что к 2014 году расходы правительства Синдзо Абэ на продвижение японской поп-культуры за границей достигло почти 883 млн. долларов. [8] В 2009 году занимавший тогда пост премьер-министра Таро Асо в своей речи о стратегии развития Японии [9] выделял «мягкую силу» как одно из наиболее перспективных направлений, а продвижение привлекательности страны в мире — как один из ресурсов роста.

В состав министерского секретариата входит Департамент публичной дипломатии Японии [10], который занимается организацией фестивалей японского кино, демонстраций японских единоборств, выставок живописи, дней японской кухни. На его странице в Интернете можно найти ссылку на WebJapan [11](доступный на китайском, английском, арабском, русском, испанском, корейском, португальском, датском, французском языках), где публикуется информация о тенденциях в японской моде, о кухне, природе страны, ее достижениях в области экономики, образования, защиты окружающей среды и прочее.

Кроме того, стоит отметить, что ни премьер-министр, ни министр иностранных дел, ни японские послы, не отказываются от комментариев крупным мировым СМИ по таким, казалось бы, острым вопросам как территориальные споры с соседями Японии. Это своего рода демонстрация готовности Токио открыто обсуждать эти вопросы, уверенности в правомерности и обоснованности своих территориальных притязаний.

Особое внимание государство оказывает поддержке внешнеэкономических предприятий. В сфере экономики имидж страны неразрывно связан с культурной составляющей, поскольку привлекательный образ приносит весомые дивиденды ее экономике и бизнесу. В то же время экономические успехи страны уже сами по себе являются мощным инструментом позитивного воздействия, формирующим привлекательность японской корпоративной культуры. В «Стратегической программе по интеллектуальной собственности» [12] 2006 года культурные и экономические аспекты обозначены как взаимодополняющие, а также предложены меры по улучшению имиджа страны через использование богатого культурного потенциала, поддержку японского бизнеса за границей, популяризацию и утверждение бренда Японии. Бренд «Мade in Japan» во всем мире ассоциируется с качеством и надежностью японской продукции, параллельно способствуя тому, что, несмотря на высокую цену, она пользуется большим спросом.

В 2004 году Министерство экономики, торговли и промышленности начало реализацию программы «Japan Brand», направленной на продвижение некоторых видов локально производимой продукции на внешних рынках и являющейся частью стратегии по стимулированию внешнеэкономической активности малых и средних предприятий. По направлениям «мягкого воздействия» можно определить, на какие регионы и страны приходится внешнеэкономическая активность Японии.

Япония стала первым государством в Азии, осознавшим возможности, которые открывает правильное использование «мягкой силы» как мощного инструмента влияния во внешнем мире. После Второй мировой войны Япония оказалась поверженным агрессором, которому для восстановления экономики и положения в международном сообществе необходимо было достижение нормальных отношений, прежде всего со странами Тихоокеанской Азии, пострадавшими от действий Токио во время войны в наибольшей степени.

Векторы распространения

Пусть в разной степени, но японская «мягкая сила» ощущается во всем мире. Хотелось бы сфокусировать внимание на таких направлениях ее деятельности, как Северо-Восточная, Юго-Восточная и Центральная Азия.

После Второй мировой войны Японии удалось решить чрезвычайно сложную задачу: страна не только в короткие сроки по историческим меркам сумела заслужить репутацию миролюбивой страны и надежного экономического партнера, но и продолжает успешно поддерживать ее.

Ключевую роль в этом сыграла осторожная, ненапористая политика и экономическая помощь, оказываемая Японией странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) после Второй мировой войны. В 1954 году Япония стала участницей Плана Коломбо по совместному экономическому и социальному развитию Азии и Тихоокеанского региона [13]. С этого момента напрямую, либо через участие в проектах международных организаций, Япония стала оказывать официальную помощь развитию, выделять гранты без требования их возврата, предоставлять долгосрочные кредиты на льготных условиях. Сегодня по объемам кредитования японские банки занимают лидирующие позиции [14] в АТР.

Особую сферу представляет собой строительство Японией инфраструктурных проектов, где сегодня очень сильна конкуренция со стороны Китая. Токио вкладывается в строительство школ, больниц, приобретение оборудования, сооружение дорог. В мае 2015 года Синдзо Абэ объявил о запуске проекта «Партнерство во благо качественной инфраструктуры» [15], который должен охватить страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии; при этом в ближайшие пять лет Токио намерен выделить на его реализацию 110 млрд. долларов. Несмотря на рецессию, длящуюся с 1990-х, Япония остается главным донором экономической помощи и кредитором в азиатском регионе, одним из основателей Азиатского банка развития (АБР) и крупнейшим вкладчиком в инфраструктурное развитие.

Помощь развивающимся странам, финансирование программ развития, предоставление льготных долгосрочных займов, подготовка персонала и отправка своих специалистов в развивающиеся страны позволяет сформировать позитивный образ страны и благоприятную среду для японского бизнеса.

Страны Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии являются ближайшими соседями Японии, с которыми она имеет наиболее тесные культурные, исторические, экономические, политические связи. Немаловажную роль в распространении «мягкого» влияния Японии и в СВА, и в ЮВА сыграли осторожная политика Токио в отношении этих стран в период восстановления после Второй мировой войны, упор на предоставление экономических средств, кредитов, грантов, инвестиций в инфраструктурные проекты. Так, после начала реформ в КНР в конце 1970-х годов Япония была в числе ее основных торговых партнеров и сегодня является одним из главных инвесторов.

Китай и Республика Корея в силу географической близости и тесных исторических связей первыми испытали влияние японской «мягкой силы» в виде популярной культуры. В конце 1990-х годов в этой сфере у Японии появился сильный конкурент: корейская кинопродукция, музыка (К-pop), а сегодня и туризм, национальная кухня, электроника Южной Кореи перебивают интерес к японским аналогам. Корейская поп-культура захватила сначала Китай и Японию, а затем уже Вьетнам, Камбоджу, Тайвань, Таиланд, Россию, Монголию, европейские, центрально-азиатские, ближневосточные и африканские страны, Америку. Тем не менее, 99% экспорта корейской культурной индустрии приходится на азиатские страны [16].

Интересно отметить, что Япония сама в какой-то степени взрастила своего конкурента: именно РК была крупнейшим потребителем продукции японской популярной индустрии, а затем и подражателем, добавив впоследствии свой национальный колорит самым востребованным образцам японской поп-культуры.

В Юго-Восточной Азии своего рода опорной точкой для распространения популярной японской культуры является Сингапур. В ноябре 2009 года в Сингапуре состоялось открытие Японского креативного центра (Japan Creative Centre [17]), цель которого знакомить с традиционной и современной японской культурой, технологическими достижениями, кухней, анимэ, ремеслами, кино и музыкой.

Что касается Центральной Азии, здесь основа японской «мягкой силы» – азиатская идентичность, расовая схожесть. Дипломатические отношения со странами региона Токио установил в 1990-х годах, однако внимание к ним стало проявляться куда раньше и сегодня обусловлено заинтересованностью Токио в энергетическом потенциале и транзитных возможностях этих стран.

Неоспоримое преимущество Японии в этом регионе – отсутствие военной агрессии в прошлом и, как следствие, отсутствие негатива в памяти центральноазиатских народов (чего нельзя сказать о СВА и ЮВА) относительно Японии. «Жители Центральной Азии помнят о десятках тысяч японских военнопленных, находившихся на территории Казахстана, Узбекистана, Таджикистана после Второй мировой войны. До сих пор сохранились здания, возведенные их руками, например, Центральный телеграф и Министерство культуры в Ташкенте, Академия наук в Алмате, Фархадская ГЭС в Таджикистане» [18], — отмечает Ольга Добринская, научный сотрудник Центра Японских исследований ИВ РАН.

В 1990-х годах страны Центральной Азии оказались перед выбором пути дальнейшего развития, в том числе и экономического. Японская модель с ведущей ролью государства казалась весьма привлекательной, так же, как и то, что Япония выступала в качестве носителя западных ценностей демократии с восточной спецификой.

Концепция «евразийской дипломатии» озвученная Рютаро Хасимото, премьер-министром Японии в 1996-1998 годах, подразумевала активизацию отношений Японии со странами Центральной Азии, Прикаспийского региона и Китаем. В 2004 году для укрепления взаимопонимания между странами японская сторона инициировала запуск диалога «Центральная Азия плюс Япония». В 2006 году Центральная Азия на ряду с Юго-Восточной и Центральной Европой, Кавказом, Ближним Востоком, Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азией, вошла в концепцию «Дуги свободы и процветания». Ноябрьские визиты 2015 года Синдзо Абэ в страны Центральной Азии стали демонстрацией серьезной заинтересованности в сотрудничестве со странами региона.

Среди примеров «мягкой силы» Японии в ЦА важно отметить программы официальной помощи развитию центральноазиатских государств; проекты в сфере экологии, «зеленых» и энергосберегающих технологий; в сферах сельского хозяйства, образования, здравоохранения. Успехи на этом поприще закрепили за Японией имидж государства, продвигающего и развивающего невоенную безопасность.

Центральная Азия представляет для Японии интерес как транзитный путь и источник энергетических ресурсов, поэтому японское правительство заинтересовано в стабильности региона, в том числе и в экологическом измерении, связанным и с политической, и с экономической, и с социальной сферами.

Сложности и перспективы

В глобальном индексе «мягкой силы» Soft Power 30 2016 года агенства Portland Япония занимает седьмое место, в то время как годом ранее она располагалась на восьмом [19]. Несмотря на достаточно высокую позицию, существуют факторы, накладывающие значительные ограничения на дальнейшую реализацию потенциала японской «мягкой силы».

На мой взгляд, главный из них заключается в следующем. «Мягкая сила» становится недостижимым идеалом там, где сталкиваются различные (противоположные), идентичности, идеологии, взгляды. Она эффективна только в том случае, если тот, на кого направлено «мягкое» воздействие, разделяет представления о привлекательном образе жизни, мировоззрении, культуре того, кто его проецирует. Относительно эффективности «мягкой силы» Японии возникает вопрос: с ростом националистических настроений (в том числе, Китае и Корее), проведением политики военных реформ, насколько она жизнеспособна в отдельно взятом регионе Северо-Восточной Азии? Сможет ли она, например, справиться с конкуренцией со стороны более древнего китайского культурного наследия?

Следующая трудность касается безусловной слабости «мягкой силы» в преодолении неприязни и соперничества, уходящими корнями далеко в прошлое и сохраняющихся в памяти далеко не одного поколения. Долгоиграющая память о милитаристской и колониальной политике Японии в Азии в первой половине ХХ века – наглядная демонстрация подобного положения.

В современной Японии складывается такая ситуация, когда военный компонент, как неизменный атрибут «великой державы», постепенно вытесняет не менее важный в мире информационных технологий и проницаемых для потоков информации границ «мягкий» компонент. Тем не менее, «мягкую силу» нельзя сбрасывать со счетов, поскольку это один из важнейших элементов, формирующих облик государства, стремящегося, к тому же, занять более весомую при решении глобальных вопросов позицию.

Кроме этого, самая долгая продолжительность жизни оборачивается высокими темпами старения населения; стремление сохранить свою культуру, уклад жизни, деловую этику проявляется, в том числе, и в жестком миграционном законодательстве, не допускающем самого явления иммиграции, что опять же усугубляет демографические проблемы. Миграционное законодательство предусматривает облегченный режим получения виз и гражданства для «уникальных» специалистов, однако, сложным препятствием остается языковой барьер. Японская популярная культура испытывает серьезную конкуренцию со стороны корейской. Экономическая конкуренция со стороны Китая в Юго-Восточной Азии и Центральной Азии усиливается, в перспективе конкуренцию Японии составит и Индия.

Насколько возможно в нынешних условиях придание нового импульса японской «мягкой силе»?

В том случае, если правительство Абэ сумеет справиться с внутренними экономическим проблемами, то на международной арене Япония сможет сохранить свой статус надежного экономического партнера, одного из главных кредиторов и инвесторов.

Очень важным шагом (но вряд ли реализуемым) может стать готовность Японии не уходить от вопросов, связанных с ее милитаристским прошлым, которое нынешнее правительство всеми силами пытается забыть.

Япония в сфере культурной дипломатии делает ставку на анимэ и мангу, через знакомство с которыми должен появляться интерес к более глубокому познанию богатой культуры страны. Но, может быть, сегодня миру нужно предлагать в первую очередь то, что так притягивало иностранцев в ХIХ-ХХ веках? А именно задействовать потенциал традиционного культурного наследия?

После окончания Второй мировой войны основными методами достижения целей и международного признания для Японии были дипломатия, продвижение своих ценностей, культуры и модели развития, финансовая поддержка. Военные реформы могут перечеркнуть усилия правительства по проецированию «мягкого» влияния вовне, поэтому их дальнейшая реализация будет требовать куда больше усилий и средств для поддержания «мягких» методов воздействия. Отличной возможностью вдохнуть в них жизнь могут стать Чемпионат мира по регби 2019 года и Олимпийские игры 2020 года, которые пройдут в Японии. А пока первый и весьма эффектный шаг, вызвавший большое количество восторженных отзывов в Интернете, был сделан с появлением Синдзо Абэ на закрытии Олимпиады в Рио в костюме персонажа японской компьютерной игры Марио — одной из самых популярных в мире.


Примечания:

[1] Joseph S. Nye, Jr. Soft Power // Foreign Policy, No.80, Twentieth Anniversary (Autumn, 1990), 153-171. P.169-170

[2] Japan Foundation. – Available at: http://www.jpf.go.jp/e/about/index.html

[3] Культурная дипломатия: полвека под знаменем ЛДП // Япония: полвека правления либерал-демократов / Рук. проекта Э.В.Молодякова. — М. АИРО-ХХ1. Институт Востоковедения РАН, Японский фонд 2010 — с. 252. – Режим доступа:  http://book.ivran.ru/f/polveka.pdf

[4] Japan International Cooperation Agency, JICA. – Available at:  http://www.jica.go.jp/english/

[5] Toshiya Nakamura Japan`s new public diplomacy: coolness in foreign policy objectives.  — p.2. –Available at: http://ir.nul.nagoya-u.ac.jp/jspui/bitstream/2237/17875/1/nakamura-1.pdf

[6] Кочнева Е.Д. Япония как мировой лидер продвижения soft power // Дискурс-Пи Выпуск № 2-3. — том 11. – 2014. — с.134-138

[7] CH. 3 JAPAN’S FOREIGN POLICY IN MAJOR DIPLOMATIC FIELDS. OVERSEAS PUBLIC RELATIONS AND CULTURAL EXCHANGE // Diplomatic Bluebook. – 2004. – p.210-222 . – Available at: http://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/2004/chap3-e.pdf

[8] Japan’s soft power. Squaring the cool // The Economist. — Jun 16th 2014. – Available at: http://www.economist.com/blogs/banyan/2014/06/japans-soft-power

[9] Japan’s Future Development Strategy and
Growth Initiative towards Doubling the Size of Asia’s Econom. / Japan National Press Club. — April 9, 2009. – Available at: http://japan.kantei.go.jp/asospeech/2009/04/09speech_e.html

[10] Public Diplomacy // Ministry of Foreign Affairs. – Available at: http://www.mofa.go.jp/policy/culture/public_diplomacy.html

[11] WebJapan. – Available at: http://web-japan.org/plaza/other.html

[12] Intellectual Property Strategic Program 2006 / Intellectual Property Strategy Headquarters. —  June 8, 2006. – Available at: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/titeki2/keikaku2006_e.pdf

[13] The Colombo Plan for cooperative economic and social development in Asia and the Pacific. – Available at: http://www.colombo-plan.org/index.php/about-cps/history/

[14] Томоо Кикучи Новый порядок в АТР // Россия в глобальной политике. — 26 ноября 2015. – Режим доступа:  http://www.globalaffairs.ru/number/Novyi-poryadok-v-ATR-17841

[15] Announcement of partnership for quality infrastructure / Ministry of Economy, Trade and Industry. – Available at: http://www.meti.go.jp/english/press/2015/0521_01.html

[16] Катасонова Е.Л. Япония и соперничество «мягких сил» в Азии // Япония в Азии: параметры сотрудничества Рук. проекта Э. В. Молодякова. – М., АИРО-ХХ1. — 2013 – стр.285

[17] Japan Creative Center. – Available at: http://www.sg.emb-japan.go.jp/JCC/

[18]Добринская О. «Мягкая сила Японии» в странах Центральной Азии. —  30.01.2014. – Режим доступа: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/491/myagkaya-sila-yaponii-v-stranah-czentralnoj-azii-5100

[19] Soft Power 30. – Available at: http://softpower30.portland-communications.com/ranking/

Фото: Reuters

Мнение автора, размещенное на сайте «Креативной дипломатии», может не совпадать с позицией редакции.