Парадипломатия Республики Татарстан

Автор: Адель Шакиров, Магистр МГУ им. М.В. Ломоносова по направлению «Международные отношения».

Оригинал публикации – на PicreadiAnalitika

Распад СССР и формирование СНГ дали толчок развитию нового типа политических отношений в современном российском государстве, влияя как на его внутренние, так и на внешние ориентиры.

Многочисленные изменения в политической, экономической и социальной сферах на протяжении 1990-х годов привели к необходимости Правительства РФ пересмотреть старые подходы к управлению государством. В том числе и по вопросам, связанных с расширением дипломатических связей субъектов РФ с иностранными акторами, поиском новых методов взаимоотношений между Москвой и регионами.

Из курса истории известно, что снятие «железного занавеса» способствовало открытости России внешнему миру, и впоследствии ее субъекты также начали использовать собственный уровень политических полномочий для международной деятельности. Исключением не являлся и Татарстан. Осознавая перспективы новых политических реалий, выраженных в виде становления молодых институтов федеральной власти, экономической нестабильности государства и нестрогого контроля со стороны Москвы, республика в собственных интересах сумела получить определенный уровень суверенитета. Именно Татарстан в числе первых субъектов РФ начал активно налаживать связи с зарубежными партнерами.

Современный образ Татарстана

Сегодня как международное, так и межрегиональное сотрудничество РТ находится под контролем федерального правительства, несмотря на то, что Республика располагает более широкими полномочиями, нежели большинство регионов РФ. Экономическая основа внешнего взаимодействия помогла достигнуть того, что половина произведенных в РТ промышленных товаров идет на экспорт в страны-партнеры.

Согласно данным Министерства Экономики РТ, по состоянию на 2020 год в Республику привлечено более 12 млрд. долларов США. Более того, в 2019-2020 гг. РТ занимала второе место в стране по уровню инвестиционного климата, уступая лишь Москве.

По данным 2021 года, на территории особой экономической зоны «Алабуга» работает свыше 60 резидентов, представленных, в основном, крупными промышленными компаниями из-за рубежа.

Второй мегапроект, имеющий значительное влияние на привлекательность региона для торгового сотрудничества с другими странами, – Иннополис. Иннополис является как проектом самого молодого города России, построенного «с нуля», так и уникальным университетом, призванным стать IT-столицей России. Учебное заведение выступает ядром города. Студенты со всей страны и стран зарубежья активно участвуют в научных исследованиях. Стоит отметить, что Иннополис одновременно является и особой экономической зоной, которая привлекает представителей крупного и среднего бизнеса. На начало 2023 года уже более 300 перспективных компаний разместились здесь, получив различные налоговые льготы и преференции. Город является «испытательным полигоном» для новых разработок, где происходит симбиоз бизнеса и науки.

Говоря о религиозном факторе, стоит отметить, что он содействует как республике, так и федеральному центру в выстраивании внешних связей со странами исламского мира. К слову, именно в РТ располагается главная площадка Международного экономического саммита России и стран ОИС KazanSummit, проходящего здесь каждый год и собирающего представителей из 30 государств. Благодаря ему укрепляется не только экономическое, но и культурное взаимодействие с исламским миром. Под председательством Президента РТ также возобновилась деятельность Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», объединенной для решения вопросов, стоящих перед странами-участниками, а именно: проблем, связанных с угрозами международной безопасности, неверной интерпретацией исламских учений, духовного воспитания молодежи т.д.

В прошлом году Республика торжественно отметила 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Поэтому не стоит забывать, что богатая история также способствуют развитию бренда территории, а значит, увеличивает вероятность заинтересованности потенциальных партнеров из других стран в развитии местного туризма. Недаром Татарстан – кладезь объектов, входящих в список ЮНЕСКОКазанский Кремль, остров-град Свияжск и древнее городище Болгар. Разнообразие объектов культурного наследия притягивает внимание туристов со всего света, несмотря на сложности в геополитическом пространстве.

Для понимания сути внешней деятельности Республики необходимо проанализировать, что из себя представляет субъект на сегодняшний день, чем он так привлекателен для иностранных партнеров.

Современный имидж Республики начал складываться менее 10 лет назад. До этого периода регион в меньшей мере отличался от других субъектов РФ. Формирование Татарстана как успешной республики начало складываться ближе к 2013 году.

ПАРАДИПЛОМАТИЯ ТАТАРСТАНА: ПАРТНЕРЫ

ТУРЦИЯ

Для более углубленного анализа парадипломатии Республики Татарстан необходимо ознакомиться с её основными внешними партнерами.

Одной из самых значительных для Республики стран для взаимодействия является схожее по культуре и языку государство — Турция. Оба народа объединены этно-лингвистическими элементами и религией. Даже столетие назад связь между братскими народами была крепка: в период поздней Османской империи и молодой Турецкой Республики духовные и идеологические деятели-татары активно посещали полуостров Малая Азия, многие из них мигрировали после Октябрьской революции, став важными лицами у истоков формирования нового тюркского государства. Так, мир до сих пор помнит татарских философов и писателей, которые повлияли не только на тесные контакты между народами, но и на развитие кемализма и панктюркизма, среди которых Юсуф Акчура, Садри Максуди, Гаяз Исхаки, Муса Бигиев, и многие другие. К сожалению, в России имена этих идеологов изучаются редко, и их роль в научном дискурсе несправедливо недооценена.

Сейчас сотрудничество между двумя республиками строится на основе межправительственного Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 22 мая 1995 года. Торговля — ключевая сфера взаимодействия Татарстана и Турции.

Ежегодный товарооборот с Турцией в 2019 году составил 481 млн. долларов США, что больше на 53% по сравнению с предыдущим годом. В процентном соотношении доли экспорта и импорта составили 56,3% и 43,7% соответственно.

Турецкий потребитель ежегодно получает большой поток продуктов нефтехимической переработки из Татарии. Также крупнейшие предприятия региона активно сотрудничают с турецкой банковской системой. Бизнес из Турции принимает участие в строительстве нефтехимических предприятий в поволжской республике, идет взаимовыгодная разработка техники для различных отраслей производства. Между Казанью и Стамбулом поддерживается регулярное авиасообщение.

При анализе экономического сотрудничество в первую очередь необходимо отметить значимость инвестиционных проектов, которые проводятся турецким бизнесом в РТ.

ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри».
 Одним из татарстанских проектов турецкой стороны является предприятие по переработке древесного сырья. Оно является дочерним отделением «Kastamonu Entegre». Интересен тот факт, что доля рынка фирмы достигает 25% от рынка Турции, что позволяет ей входить в число крупнейших предприятий Европы в сфере данного производства. Более того, компания владеет семью заводами на территории Турции и Европы.


В 2010 году «Kastamonu Entegre» получила статус резидента ОЭЗ «Алабуга». Объем инвестиций по состоянию на начало 2023 года превысил 21,2 млрд.рублей, предоставив 890 рабочих мест в татарстанском городе Елабуга.

ООО «Хаят Кимья». Эта компания также является дочерним предприятием турецкой корпорации «Хаят Кимья Санайи», специализация которой выстроена на санитарно-гигиенической продукции. Годовой оборот всей группы достигает 2,5 млрд долларов США. Объем инвестиций в размещенную на территорию ОЭЗ компании достиг 11 млрд. рублей.

Суммарное количество подобных турецких компаний, размещенных на территории Татарстана, достигает нескольких сотен. Для Республики, безусловно, такая кооперация позволяет выходить на новый уровень своего политического и экономического веса среди других регионов РФ. Татарстан предоставляет льготные условия с благоприятным инвестиционным климатом, получая взамен высокотехнологическое производство под надзором квалифицированного персонала, новые рабочие места для местного населения и, собственно, часть продукции, которая будет реализовываться на местных рынках, часть из них будет поставляться в другие регионы России и за рубеж.

Активное экономическое сотрудничество практически неизменно продолжает набирать обороты уже 30 лет, несмотря на политическую обстановку. Казань всё это время аккуратно балансирует между поддержанием крепкого партнерства с Турцией и координацией с Москвой.

Так, например, под риском ухудшения отношения между двумя республиками оказались в 2015 году, когда 25 ноября турецкие военные сбили российский военный самолет. Турецко-российские отношения на миг накалились. Разумеется, данный инцидент должен был сказаться и на отношениях с Татарстаном. Интересно, что в первое время после инцидента Правительство Республики отказывалось комментировать событие, ссылаясь на недостоверность полученной информации и необходимость в перепроверке. На тот момент советник Президента РТ Р.Хакимов на одном политическом форуме заявил, что Москва выстраивает свою внешнюю политику на логике противостояния («или ты друг, или враг»), а миролюбивый народ Татарстана видит данный вопрос по-иному.

Это заявление было скорее исключением из правил, так как многие региональные политики публично не высказывались против официальной позиции РФ, включая Президента РТ Р. Миниханнова. «Молчаливая» позиция оказалась в тот момент наиболее выигрышной, в результате чего отношения ни с Москвой, ни с Анкарой не претерпели серьёзных изменений. Товарооборот между Турцией и РТ также стабильно продолжал расти и в следующем 2016 году.

Эта непростая ситуация показала, что оба тюркоязычных народа сумели относительно быстро разрешить нарастающую проблему без негативных последствий друг для друга.

Разумеется, политический вес Анкары в РТ проявляется не только через уровни местной власти, но и посредством гуманитарных контактов, которые нередко подвергаются критике со стороны федерального аппарата власти, обвиняющих руководство Турции в взращивании протурецки настроенного населения, едва ли не подрывая территориальную целостность РФ. Конечно, такие опасения имеют место быть, особенно со стороны федеративного многонационального государства.

Значимое влияние на турецкое присутствие в татарстанском социуме привносится и посредством так называемой «мягкой силы». На территории РТ ведут свою деятельность некоторые некоммерческие турецкие организации. Например, в период с 1993 по 2003 год начало зарождаться сотрудничество в образовательном кластере между министерствами соответствующих сфер с обеих сторон. Более того, в 2001 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в области образования между правительствами Татарстана и Турции. Начинается этап активного студенческого обмена между ВУЗами двух республик, в соответствии которому ежегодно в Турции обучаются несколько сотен студентов из РТ.

Помимо сотрудничества по линии высшего образования, стоит обратить внимание и на вопрос школьного воспитания. Начиная с 1990-х годов, под руководством последователей турецкого идеолога Ф. Гюлена в Казани начинают открываться турецкие лицеи, которые помимо стандартной программы светского образования предлагают воспитывать идеологию братства народов тюркского мира, что влияет в целом на восприятие всех остальных тюркоязычных народов татарами. Здесь речь идет о сплочении схожих по языку, культуре и истории народов Евразии под руководством турецкой стороны. На базе размещенных в РТ турецких лицеев сформировалась целая образовательная сеть, которая впоследствии трансформировалась в ЗАО «Просветительско-образовательное общество «Эртугрул Гази», названного в честь отца Османской империи (на данный момент юридическое лицо ликвидировано).

Возвращаясь к вопросу о системе политического балансирования Анкара-Казань-Москва, стоит упомянуть, что сеть турецких лицеев накануне нового столетия охватила практически все тюркоязычные регионы России, а также Москву и Санкт-Петербург, что вызвало недопонимание у федеральных властей РФ. Кремль трактовал это как социальный институт, созданный не только для образовательных, но и для политических целей, используя данные заведения для так называемого «взращивания» протурецки настроенной молодежи фактически в центре России.

Так,к 2007 году участились проверки этих лицеев. Несмотря на то, что они имели покровительство в лице Правительства РТ, Генпрокуратура РФ, ФМС и Министерство труда, ссылаясь на отсутствие дипломов у некоторых учителей-граждан Турции, выдворили их за пределы страны. Учебные заведения не были закрыты, но 44 иностранных преподавателя были заменено татарами. Такое событие вызвало недоумение у властей РТ, так как многие проповедники были обвинены в участии в незапрещенной на тот момент экстремистской организации «Нурджулар».

Другим примером инструмента «мягкой силы» Турции на территории Татарстана является созданный по инициативе турецкого правительства Фонд Юнуса Эмре с одноименным институтом. Задавшись целью популяризации турецкой культуры, языка и обычаев, Фонд активно стремился размещать свои центры за рубежом. Так, в 2012 году в Москве и Казани были открыты подразделения данного фонда.

Часто фонд выступает связующим звеном при духовном взаимодействии республик. Например, организация содействовала налаживанию отношений между турецким Министерством по делам религии и Духовным управлением мусульман РТ, и в результате договоренностей Турция направила в Поволжье 30 профессиональных чтецов Корана. Именно они прибывают в Казань каждый год в период священного месяца Рамазан, разъезжаясь по мечетям города. Интересен также факт того, что ни один чтец Корана из Татарстана, по официальным данным, ни разу не уезжал с подобной целью в Турцию, что может говорить об одностороннем характере таких визитов.

В целом, отношения Татарстана и Турции носят характер не только как братских по языку и культуре народов, но и как надежных экономических партнеров, о чем говорят показатели торговли и многочисленные инвестиционные проекты Анкары в Поволжье. Сейчас взаимодействие развивается во многих направлениях. Турция — страна с большим потенциалом в сфере торговли и с большим рынком сбыта. Из Турции в РТ идут поставки различных технологий, ежегодно объемом более 50 млн долларов.

Несмотря на то, что межправительственные отношения между Россией и Турцией непростые и временами могут носить напряженный характер, на работу с Татарстаном это практически никак не сказывается ввиду того, что руководство Татарстана проводит очень гибкую политику как по отношению к Москве, так и к Анкаре.

РТ дорожит партнерством с Турцией, т.к удельный вес турецких проектов составляет ощутимый объем в секторе производства и услуг поволжской республики. Турция, со своей стороны, не желает терять связи с РТ ввиду привлекательного инвестиционного климата последней, а также теснейших культурных и исторических связей.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Не менее значимый партнер Татарстана во внешнем взаимодействии — Королевство Саудовская Аравия. В отличие от ранее упомянутой Турции, основой взаимодействия здесь выступает духовная сфера. Общая религия, ислам суннитского толка, является базисной установкой для обоих народов.

Хадж — паломничество мусульман в священный город Мекка — является обязанностью истинного мусульманина, которая должна выполниться хотя бы раз в жизнь. Принято, что каждый человек, считающий себя верным мусульманином и имеющий необходимые физические и финансовые возможности, должен выполнить свой священный долг перед Всевышним.

Около 10 тыс. квот на хадж выделила Саудовская Аравия для мусульман России в 2022 году, 800 из них — для жителей Татарстана, что является результатом активного сотрудничества Духовного управления мусульман РТ и саудовской стороны. К сожалению, это максимум, который Эр-Рияд может предложить. Всего на год было выделено около 1 млн.квот для верующих со всего мира. Это в 2 раза меньше, чем обычно, что связано с пандемией коронавируса, последствия которой сказываются на социальных и экономических порядках мира до сих пор.

Говоря о рамках исторического взаимодействия двух народов, то татары, точнее их предки — булгары, активно сотрудничали с Ближним Востоком. Так, будучи еще независимым государством, Волжская Булгария уже в 11 веке посылала своих подданых на хадж, о чем говорится в сохранившихся до наших дней багдадских рукописях. Волжская Булгария официально приняла ислам в 922 году. До этого многие жители уже исповедовали данную религию. В основном, это были купцы, которые активно вели свою деятельность на Ближнем Востоке. В то время арабский мир был важнейшим партнером предков татар. Именно оттуда они переняли алфавит, лексику, научные открытия. Многие ученые обучались на Ближнем Востоке. После принятия ислама Волжская Булгария, несмотря на свою географическую удаленность, стала частью Исламской цивилизации. Современные арабы знают об этом, что отражается на тесном контакте между Татарстаном и Саудовской Аравией.

После взятия Казанского Ханства Иваном Грозным контакты во многом прекратились. Такое положение дел сохранялось вплоть до перестройки, когда «железный занавес» опустился. В 1992 году было образовано Духовное управления мусульман РТ, которое взяло на себя ответственность не только распространять и поддерживать религиозные учения в обществе, но и содействовал формированию групп верующих людей для хаджа в Мекку. Именно тогда король Саудовской Аравии Фахд сделал подарок татарским мусульманам, оплатив все транспортные расходы на паломничество. В те годы паломники не всегда могли себе позволить хадж из-за финансовых проблем, особенно после кризиса 1998 года. Поэтому в 2001 году ДУМ РТ при содействии властей Саудовской Аравии разработало специальную программу по содействию организации хаджа — «Идель-хадж». Программа включала в себя постепенное накопление финансов, обучение в исламском университете и полный сервис при прохождении паломничества. Данная программа существовала до 2012 года.

Сегодня ДУМ РТ также остается единственным регулятором организации хаджа из территории Татарстана.

Религиозная дипломатия, выраженная сначала в принятии религии партнера, а позже — в гуманитарных обменах и паломничестве, позволяет рассчитывать на крепкую основу для дальнейшего выстраивания контактов в различных сферах.

Одной из подобных сфер является банковская. Так в конце 2021 года Президент Татарстана Р.Минниханов провел встречу с принцем Саудовской Аравии, Эмиром Халед бен Фейсал Аль Саудом. Стороны обсудили вопросы укрепления отношений между Россией и исламским миром. Здесь возможно наблюдать именно ту ситуацию, при которой международная деятельность региона позволяет федеральному центру укреплять позиции за рубежом.

Стороны обсуждали тему «Россия — исламский мир: диалог и перспективы сотрудничества». Посредством правительства РТ обсуждались перспективы взаимодействия и в торгово-экономическом плане между РФ и Саудовской Аравией. В ходе визита принц и Президент РТ посетили выставку «История ислама в России», приуроченную к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией.

Важным итогом встречи явилось обсуждение взаимодействия сторон по вопросам развития системы исламского банкинга. Исламский банкинг — один из типов банковской деятельности, который полностью соответствует нормам шариата. Другими словами, банкам, входящих в такую систему, запрещено инвестировать в харамные сферы (азартные игры, свиноводство, производство алкоголя и т.д.).

В Госдуму внесли законопроект, позволяющий внедрение исламского банкинга в Татарстане. С 1 февраля 2023 года данная система вводится в применение на территории республики. В момент написания данной статьи, к сожалению, пока нет данных о первых результатах пилотного проекта. Представители банковской сферы также активно посещают РТ с целью выработки постоянных контактов с крупнейшими банками Саудовской Аравии: Аль-Раджи, Рияд Банк, Франси, Аль-Авваль, и т.д. Передача опыта и поиск новых партнеров по исламскому банкингу — ключевая задача этих банков на территории РТ.

Как возможно заметить, большая часть сотрудничества заложена на религиозной основе. Но и связь между двумя народами в рамках торгово-гуманитарного сотрудничества превышает тысячелетие, о чем свидетельствуют сохранившиеся на Ближнем Востоке источники. Общность религии может также и содействовать торговому сотрудничеству.

В продвижении интересов татарстанско-саудовского сотрудничества в том числе работает и Группа стратегического видения «Россия-исламский мир», в рамках которой представители арабского государства и РТ регулярно ведут диалог по поводу сотрудничества в торговле.

Сегодня товарооборот между Татарстаном и Саудовской Аравии еще относительно небольшой (11 млн. долларов в год), но он наращивает обороты, и стороны с каждым годом увеличивают ассортимент продукции для экспорта. Для этих целей торговое представительство Татарстана регулярно содействует заключению соглашений между арабскими и татарстанскими компаниями.

Например, сейчас хорошо развиты партнерские договоренности с ПАО «КАМАЗ», ПАО «Казанский вертолетный завод», АО «КМПО», ОАО «Казанькомпрессормаш» и сельскохозяйственными предприятиями. Начинают налаживаться связи между региональными нефтяными компаниями и арабскими коллегами. РТ заинтересована в промышленном оборудовании для переработки сырой нефти, комплектующие к которым готова поставлять Саудовская Аравия.

В 2011 году комиссия председателя Торгово-промышленной палаты Саудовской Аравии шейха Салех Абдалла Камела совершила рабочий визит в Татарстан. Именно с тех пор стороны условились о размещении арабских предприятий на территории Татарстана, в том числе и в ОЭЗ «Алабуга». Однако не все эти проекты до сих пор являются реализованными.

В отличие от торговых отношений между РТ и Турцией, бизнес-партнерство с Саудовской Аравией находится не на таких высоких позициях, но в последние годы прослеживается явная тенденция к повышению интереса арабских инвесторов к проектам на территории Татарстана. Республика, в свою очередь, стремится создавать для потенциальных партнеров привлекательный инвестиционный климат, выраженный в создании и развитии особых экономических зон.

В большей мере, отношения между Татарстаном и Саудовской Аравии носят тесный дружественный характер по линии гуманитарного взаимодействия, несмотря на взаимодействие в сфере торговли, которое еще только развивается и в ВВП региона не просматривается значительно. Развитие гуманитарного сотрудничества на высоком уровне подтверждает подписанный еще в 2007 году Протокол о намерениях по культурному сотрудничеству между Министерством культуры РТ и Министерством культуры и информации Королевства Саудовская Аравия.

КИТАЙ

Прежде чем начинать рассматривать, отношения с Китаем, необходимо обозначить, что в отличие от двух предыдущих стран, Китай в такой же мере активно сотрудничает и с другими регионами РФ. Поэтому отношения с Китаем стоит рассматривать с большой привязкой к отношениям между РФ и Китаем.

Татарстан занимает 5 место среди регионов РФ, которые ведут активную внешнеполитическую деятельность с КНР, что подтверждено ежегодным внешнеторговым оборотом. За последние 10-15 лет связи с КНР стали настолько прочными, что представить экономику Татарстана без партнерства с Китаем затруднительно.

Внешнеторговый оборот между РТ и КНР до 2019 года рос ежегодно, после 2020 года он начинает возвращаться в прежние позиции. Несмотря на его спад в период пандемии, рост товарооборота позволяет говорить о заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве. Такой настрой даже поспособствовал открытию Генерального консульства КНР в Казани.

Говоря об уровне экспорта РТ в Китай, необходимо упомянуть, что он также активно растет на протяжении последнего десятилетия. За предыдущие 8 лет объем импорта также имеет тенденцию к росту с небольшими временными понижениями. Растущий объем импорта и экспорта свидетельствует об отсутствии каких-либо дискриминационных ограничений в торговых отношениях между КНР и РТ. Начавшиеся в 2017 году торговые войны между США и КНР стимулировали ускорение развития взаимовыгодных отношений между Китаем и Татарстаном. Если говорить об ассортименте ввозимой в КНР продукции, то она представлена, преимущественно, нефтепродуктами, удобрениями, машиностроительной продукцией, целлюлозно-бумажной продукцией, резинотехническими изделиями, изделиями из пластмассы, а также туристическими услугами. Идёт наращивание экспорта судов, плавсредств, моющих и смазочных материалов, шерсти и продукции из нее; оптики, приборов и медицинской техники, вертолетов, комплектующих авиационной техники.

Если говорить об ассортименте китайского импорта в Татарстан, то большую значимость имеют поставки черного металла, промышленного оборудования, текстиля и много другого. Татарстан в данный момент значительно зависит от поставок китайского недорогого металла. КНР сегодня является лидером по выплавке данной категории материалов. В структуре китайского экспорта за 2022 год около 8% приходится на металлы.

Также не стоит упускать из поля зрения резко возрастающее производство автомобильной продукции КНР. Данная тенденция сейчас особо прослеживается на территории многих регионов России и Татарстана в частности: на улицах Республики появляется все больше автомобилей китайских производства («BYD», «Lifan», «Chang’an», «Geely», «Chery», «Hafei»).

К сожалению, торговое сотрудничество может затормаживаться таким фактором, как географическая удаленность. На данный момент товарооборот между РТ и КНР достаточно хорошо развит, что обусловлено «точечным» взаимодействием республики с отдельными провинциями Китая, что, несомненно, является хорошим примером парадипломатии.

Татарстан и КНР связывают крепкие партнерские отношения: 7 соглашений о сотрудничестве с провинциями Шаньдунь, Хунань, Сычуань, Аньхой, Хэйлунцзян, Чжэцзян и г. Чунцинь; на уровне муниципалитетов подписано 14 соглашений по взаимодействию в области торгово-экономических связей, развития культурного, образовательного, туристического и других направлений. Со столицей провинции Шэньси — городом Сиань сейчас ведется сотрудничество в рамках Лиги исторических городов, где реализуются различные проекты и программы в области культуры, истории, искусства и науки.

Получается, что Татарстан выстраивает отношения не только с Пекином, но и с отдельно взятыми провинциями, что явно отличает внешние связи РТ с двумя предыдущими странами. Сегодня регион является опорным пунктом на карте РФ, через который Пекин и китайские провинции могут заходить на отечественный рынок.

Если рассматривать интересы РФ в сотрудничестве с китайской стороной, то в такой ситуации возможно проследить линии политического и экономического взаимодействия, в которых заинтересованы оба государства. На территории Сибири и Дальнего Востока развивается множество инвестиционных проектов, связанных с партнерством с КНР.

Татарстан, как было упомянуто ранее, находится в центре интересов китайских партнеров. На данный момент местное правительство и представители бизнеса подписали десятки торговых соглашений с властями КНР и коммерческим сектором: начиная с договоренностей по сборке общественного транспорта и заканчивая совместным строительством логистических комплексов. Очевидно, что партнерство охватывает довольно широкий диапазон форматов и сфер сотрудничества.

Например, при содействии китайской инжиниринговой компании CNCEC несколько лет назад был построен обширный комплекс по производству химических удобрений на востоке Республики. Масштабы производства значимы не только для местного, но и для зарубежного рынка. Даже по состоянию на конец 2022 года 70% продукции реализуется за рубежом — преимущественно, в странах Европы и СНГ.

Кроме того, ОАО «Камаз» заключило партнерское соглашение с компанией «Hawtai Motor Group». Сейчас компании прикладывают совместные усилия к строительству сборочной линии на территории РТ.

По межправительственной линии стороны успешно сумели договориться о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань», которая по своей природе является частью транспортного узла между Западным Китаем и Европой. Не менее успешным являются договоренности в области туризма. Известно, что Татарстан со своей столицей являются известным пунктом для посещения туристов со всего мира. Ежегодно Казань посещает свыше 3 тыс. туристов из Поднебесной.

Подводя итог, необходимо заметить, что сотрудничество с Китаем продуктивно и выгодно обеим сторонам. РТ является получателем большого количества инвестиций на создание совместных или китайских предприятий на территории ОЭЗ. Также Республика за счет этого может полноценно диверсифицировать свое производство вследствие создания предприятий различных сфер производственной отрасли. Более того, на заводах работают жители РТ, получая достойный уровень оплаты труда. Китайская сторона, в свою очередь, обеспечена территорией для дальнейшего масштабирования и развития инфраструктуры. Не стоит забывать, что для иностранных инвесторов, в Республике развита система льгот и юридической поддержки со стороны местных властей.

Свияжск — город-остров в Татарстане. Фото: Stepanov Slava

ТИПОЛОГИЯ ПАРАДИПЛОМАТИИ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСТАНА

Татарстан — яркий пример развитой международной деятельности субнационального актора, так как региону удается развивать большинство известных на сегодняшний момент типов парадипломатии.

Первый тип, который проявляется при рассмотрении международной практики Татарстана, — трансрегиональная дипломатия. Именно она несет в себе сотрудничество между неграничащими друг с другом субнациональными единицами. Данные регионы, как правило, объединены общими политическими, лингвистическими и культурными аспектами.
Татарстан, как известно, окружен территорией РФ, соответственно, любая международная деятельность будет происходить не у границ Республики. Китай, Турция и среднеазиатские республики расположены далеко от Татарстана, но при этом активно сотрудничают с ним. Географическая удаленность не мешает Татарстану расширять сеть своих представительств в братских республиках бывшего СССР. Многочисленные миссии, представленные как властными, так и коммерческими структурами разных сторон, из года в год подписывают всё новые и новые соглашения о партнерстве в различных сферах, несмотря на многие политические события, происходящие в мире.

Очень показателен пример развития сотрудничества между РТ и китайской провинцией Шаньдун. Так, Агентство инвестиционного развития Татарстана и Канцелярия иностранных дел китайской провинции регулярно проводят миссии китайского бизнеса на территории РТ. Представители многих компаний провинции активно проводят переговоры с партнерами и властными структурами Татарстана, что заканчивается взаимовыгодными сделками в таких отраслях, как строительство транспорта, сельскохозяйственной техники, медицинского оборудования и т.д.

Именно Шаньдун была первой из семи провинций, с которыми у Татарстана сейчас развиты тесные торговые связи. Более того, Президент РТ периодически совершает туда рабочие визиты.

Также необходимо рассматривать взаимодействие и на межправительственном уровне. Оно основывается, в первую очередь, на статье 72 Конституции РФ и ряде актов РФ и РТ. Можно отметить направленность на торгово-экономическое сотрудничество с большим числом суверенных стран и субнациональными единицами для выстраивания различных партнерских программ и проектов, связанных с экономическим развитием Республики.

Примерами трансрегиональной парадипломатии являются подписанные с правительством РТ соглашения:
  1. Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан (Российская Федерация) и Минским областным Советом депутатов (Республика Беларусь) от 1 июля 2022 г.
  2. План сотрудничества между Государственным Советом Республики Татарстан и Восточно-Казахстанским областным маслихатом (Республика Казахстан) от 29 декабря 2018 г.
  3. Протокол по итогам встречи депутатов Государственного Совета Республики Татарстан (Российская Федерация) и членов Ассамблеи и Сената штата Нью-Йорк (США) от 18 сентября 2017 г.
  4. Меморандум о дальнейшем расширении всестороннего взаимодействия между Государственным Советом Республики Татарстан (Российская Федерация) и Великим Национальным Собранием Турецкой Республики от 16 апреля 2015 г.
  5. Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Меджлисом Туркменистана от 19 мая 2012 г.
  6. Протокол о намерениях между Государственным Советом Республики Татарстан и Сенатом Парламента Чешской Республики от 14 июня 2010 г.
  7. Меморандум о взаимопонимании между Государственным Советом Республики Татарстан и Сенатом штата Нью-Йорк (США) от 26 января 2010 г.
  8. Протокол по итогам визита официальной делегации Государственного Совета Республики Татарстан в Республику Казахстан от 15 мая 2007 г.
  9. Протокол переговоров между Председателем Государственного Совета Республики Татарстан и Председателем Квебекского Национального собрания от 15 ноября 2000 г.
  10. Протокол о сотрудничестве между Великим Национальным Собранием Турции и Государственным Советом Республики Татарстан от 30 октября 1995 г.
  11. Протокол о намерениях между Парламентским центром, представляющим Парламент Канады, и Государственным Советом Республики Татарстан от 12 июня 1995 г.

Второй тип международного сотрудничества Республики Татарстан — глобальная парадипломатия. Суть данного вида кроется в возможности региона как субъекта международного права работать над глобальными вопросами, выходящими за пределы интересов отдельно взятых стран или регионов. Необходимо упомянуть, что такое участие предполагает включение региона в некоторых случаях и наравне с суверенными государствами. В таком случае регион действительно имеет возможность заявлять о себе, о своём имени на международном уровне, что, конечно же, положительно влияет на имидж элит региона. Вместе с тем, ввиду развития СМИ и Интернета, физические расстояния между акторами международных отношений часто размываются.

Примером глобальной дипломатии служат отношения Татарстана с тюркоязычными странами мира через Международную организацию тюркской культуры — ТЮРКСОЙ.

Татарстан с 1993 года является наблюдателем при организации. Это первый российский регион, заключивший договор о взаимодействии с ТЮРКСОЙ.

Начавшая своё существование в начале 1990-х годов ТЮРКСОЙ является, по своей сути, масштабным культурным проектом, объединяющим все части мира, населенные тюркскими народами. Инициатива по созданию объединения принадлежит Турции и Азербайджану. Такая организация способствует укреплению контактов между тюркскими странами и регионами. Именно Татарстан позволил выйти организации на российские просторы, налаживая контакты с тюркскими республиками.

Начиная с 1996 года голос Татарстана имел место быть при консультациях организации, в том числе и в рамках ЮНЕСКО. Сотрудничество Татарстана с данным объединением развивается через Министерство культуры РТ, так как культурное гуманитарное сотрудничество — основная цель работы ТЮРКСОЙ. В 2014 году произошло важное событие для развития отношений между РТ и ТЮРКСОЙ — передача флага культурной столицы тюркского мира Казани. В том же году Татарстан подписал меморандум об укреплении гуманитарного сотрудничества между российскими тюркскими регионами и ТЮРКСОЙ.

Так, через организацию по культурному взаимодействию, Татарстану удается продвигать свои интересы на уровне международного объединения, голос в котором у него практически приравнен к голосу участников, представленных суверенными государствами.

Помимо ТЮРКСОЙ, голос Татарстана активно звучит в собственном представительстве в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Свидетельством продуктивного участия Республики является присвоение ей звания Почетного члена Конгресса и вручение медаль КМРВСЕ. Данный статус позволяет РТ участвовать во всех заседаниях КМРВСЕ и даже в выработке важнейших решений данного объединения.

Большую работу проделал Председатель Государственного Совета РТ Ф.Х.Мухаметшин, который являлся членом российской делегации в Конгрессе с 2001 по 2016 годы. Именно он возглавлял Комитет по актуальным вопросам и выступил главным автором многих докладов в рамках структуры. Перечень работ, которые были инициированы им и поддержаны коллегами из других регионов мира: «Молодежь и демократия: развитие форм политического участия молодежи», «Региональное законодательство и деятельность по борьбе с сексуальной эксплуатацией и надругательствами сексуального характера в отношении детей», «Доступ мигрантов к региональным рынкам труда», и многие другие.

Темы докладов выбраны не случайным образом: озвученные проблемы являются наиболее актуальными для современного Татарстана. Многие труды связаны с социальным положением тех или иных групп, с сохранением языка и культуры. Данное отражение можно найти и в других субнациональных единицах иностранных государств.

Следующий тип — идентичная парадипломатия. Она представлена сотрудничеством правительств субнациональных единиц, которые стремятся продвигать права населения своих территорий посредством приобретения необходимых для этого политических ресурсов. Под политическими ресурсами в данном контексте говорится о необходимом уровне автономии региона, что, в свою очередь, отличало бы его от остальных административных единиц государства. Разумеется, автономность не присуждается и не вырабатывается просто так. Для этого необходимо, как минимум, иметь определенную уникальность в рамках многонационального государства.

Как показывает история, многие контакты, которые можно охарактеризовать как акты идентичной парадипломатии, были вызваны стремлением сохранения и развития идентичности своего региона. Некоторые чувствовали страх потери идентичности, о чем свидетельствует пример Тибета.

Именно продвижение идеи идентичности позволяют некоторым регионам заниматься продвижением своих интересов и на международном уровне. Таковым также и является пример Республики Татарстан.

Следующий аспект, который возможно назвать основополагающим — наличие автохтонного народа со своим языком, традицией, культурой. Также, Татарстан негласно является значимым центром российского ислама, что также делает регион более уникальным в таком светском государстве, как РФ. Недаром, как было замечено ранее, у Татарстана сложились крепкие и долговременные братские отношения со странами Ближнего Востока. Общие культура, язык и религия являются надежным мостом при выстраивании отношений с международными акторами.

Именно такая среда и именно такие условия, которые сложились в Татарстане, подтолкнули народ в лице уполномоченных органов к поиску связей с внешними партнерами.

История Татарстана всегда идет параллельно с установлением контактов с внешним миром. Традиционное направление — Ближний Восток, с которым население современной Республики контактирует более тысячи лет, невзирая на то, в каких государственных образованиях оно проживает. Партнерство с этим субрегионом поддерживается общей религией и системой ценностей. Даже в 21 веке Татарстан, будучи светской республикой, заинтересован в продолжении диалога с Исламским миром, служа связующим звеном и для всей России.

Новые направления — Китай и Зарубежная Европа. Китайские партнеры питают интерес к Республике последние 15 лет. Экономических гигантов привлекает благоприятный инвестиционный климат, отчего инвесторы из Поднебесной готовы вкладываться в глобальные проекты в сфере сельскохозяйственного и промышленного производства. Страны Европы — новое направление, но сотрудничество с ними в ближайшей перспективе будет затруднено из-за внешнеполитических событий 2022 года.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ 2022 ГОДА НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСТАНА

Это был особый год в жизни республики, перетерпевшей многие изменения в политической и социальной сферах, что отразилось на ее новой внешней политике.

Во-первых, ярко отметились изменения, которые затронули отношения с федеральным центром. Для Республики 2022 год охарактеризовался как новый этап в истории политического самосознания, показавший, что Татарстан продолжает утрачивать ту долю автономии, которую получил 30 лет назад. Так, пик наивысшей степени политической самостоятельности наблюдался на протяжении 1990-х годов. В Татарстане был проведен референдум о независимости, где около 60% населения выбрали путь развития Республики в качестве независимого государства. В то время первый Президент Республики М. Шаймиев маневрировал между своим народом и Москвой. Существовала угроза возникновения «второй Чечни». Многие представители татарстанских элит высказывались нелестным образом в отношении Кремля, что принималось за выработки политической и юридической основ для существования РТ как суверенного государства.

Татарстан независимо от одобрения Москвы начинал проводить свою международную деятельность, активно подписывая соглашения с представительствами других государств. Дипломатическая миссия Татарстана развивала свои связи с международными организациями. Более того, у жителей Республики было своё гражданство, что являлось нонсенсом для любого автономного региона.

Руководство Татарстана понимало, что федеральное руководство находилось в состоянии неопределенности ввиду сложившейся тогда политической и экономической обстановки в стране.

В разгар наибольшего развития в сторону суверенитета — в 1993 году — Татарстан принял действующую и на сегодня конституцию, в преамбуле которой до поправок 2023 года говорилось о том, что Татарстан — суверенное государство, объединенное с РФ договором об разграничении полномочий между органами власти РТ и РФ, который подписал Президент РТ в результате влияния со стороны Кремля во избежание дальнейшего дистанцирования Республики от России.

В новом веке по мере стабилизации политической системы РФ, Татарстан начинает идти на компромисс с федеральным центром. Развитие политической самостоятельности начинает затухать. У Республики было множество политических привилегий, но таковые практически не использовались. Например, гражданство Татарстана не имело юридической силы за пределами Республики, а собственная валюта так и не нашла широкого применения.

Первый этап принижения самостоятельности РТ был обозначен языковым федеральным законом в 2017 году. Закон отменил обязательное изучение родного языка, повлияв на общественные настроения в Татарстане. По понятным причинам русское население Республики приняло новость нейтрально, заявляя о том, что их детям необязательно изучать татарский язык, чего нельзя сказать о татарской части населения, некоторые представители которого готовы были конфликтовать за дальнейшее обязательное изучение обоих государственных языков Республики. Конечно, некоторая часть татарстанской элиты было возмущена и высказалась об этом как об «ущемлении» основ идентичности Республики, о чем в том году говорилось практически во всех изданиях региона.

Возвращаясь к теме 2022 года, вполне справедливо говорить о следующем этапе разложения автономности Республики — решении Государственного Совета РТ о переименовании должности Президента РТ. Речь идет о том, что до 2023 года Глава Республики имел официальный титул Президента РТ. Но в последние годы Москва неоднократно заявляла о том, что в стране должен быть один Президент. Федеральные власти в 2022 решительно заявили о необходимости переименования должности Президента РТ, основываясь на соответствующем законе.

Летом 2022 года администрация Президента РТ ответила постановлением, полностью удовлетворяющем Решение Москвы, отсрочив данный шаг на начало 2023 года. Таким образом, в январе 2023 года Татарстан лишился должности президента. С тех пор глава РТ называется Раисом РТ.

Для местной политической элиты было принципиально не называть высшее должностное лицо главой, подобно остальным регионам РФ. Поэтому в Татарстане глава Республики называется Раисом, что на арабском языке означает «президент». С одной стороны, Татарстан потерял еще одну привилегию, пусть и номинальную — иметь своего собственного президента, но, с другой стороны, ему удалось в названии верховного должностного лица сохранить уникальность, подчеркнуть особый статус региона.
 
2017-2022 годы продемонстрировали неспособность татарстанских элит к защите особого статуса Республики. Конечно, винить отдельно взятых политиков не стоит, т.к сам народ Республики сейчас в большинстве своем не дорожит политическим положением региона, оставаясь нейтральным при решении важных вопросов. Именно об этом гласят результаты социологического опроса, проведенные в декабре 2022 года в Казани ЦОП БПК РТ. (Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» образован в Татарстане в 2018 году по инициативе Андрея Назарова, общественного омбудсмена по вопросам, связанным с незаконным уголовным преследованием предпринимателей.)

Такая политическая пассивность может объясняться развитием кремлевской повестки, направленной на население РФ, которая постоянно говорит о единстве российского государства, что в первую очередь, мы все — россияне, а уже потом уральцы, северяне, черноморцы, чеченцы, тувинцы, и т.д.

Разумеется, противостояние России с западными странами создало запрос на еще большую степень сплоченности российских народов. Привилегированность Татарстана в политическом плане не вписывается в классические принципы сплоченности и равенства всего российского народа, что и спровоцировало «закручивание гаек» в вопросах статуса РТ, так как в случаях сепаратизма и национализма могло бы навредить Москве в такие непростые времена.

Во-вторых, политические события за пределами и внутри РФ сказались на международной деятельности Татарстана. Стало понятно, что в нынешних реалиях налаживать партнерство с европейскими коллегами Республике будет затруднительно. К тому же торговые отношения Республики с Европой не превышали 3% от общего внешнего товарооборота. Европа — прежде всего источник новейших технологий, которые интересны для многочисленных предприятий республики. Татарстан всегда будет заинтересован в работе с данным регионом, но, к сожалению, современные реалии вводят такую работу в разряд невозможной.

Как указывалось ранее, основные партнеры РТ по внешней торговле — страны Ближнего Востока и Восточной Азии. Европа была интересна для Татарстана в плане экономического взаимодействия по двум направлениям: торговля и инвестиции. И то, и другое было представлено в небольших масштабах. Например, суммарное количество европейских инвестиций в татарстанские предприятиях не превышали 7 млрд. долларов США. Основные инвесторы — Франция, Германия, Польша — свернули свои проекты на территории ОЭЗ «Алабуга», инфраструктура которых по истечению нескольких месяцев была занята турецким бизнесом.

Поставки из европейских стран на территорию Татарстана сократились на 70%, по данным Министерства торговли РТ, но стоит учитывать, что есть такое явление, как параллельный импорт, при котором данные поставки производятся через посредничество третьих стран. Представленную деятельность отследить тяжелее, соответственно статистики по ним в открытом доступе не существует.

С точки зрения культурного трека международных связей Татарстан в лице уполномоченного органа — Международного Конгресса Татар — значительно сократил своё присутствие на европейском континенте. Если раньше при его поддержке в странах, населенными крупными татарскими диаспорами — в Польше, Литве, Эстонии, Латвии, Германии, — проводились праздничные мероприятия во время Науруза, Сабантуя и многих других традиционных татарских торжеств, то теперь такая деятельность также официально приостановлена. В 2022 году Татарстан не провел ни одного праздника или концерта на территории Зарубежной Европы. Радует факт того, что представители диаспор взяли инициативу по проведению торжеств в свои руки.

Татарстан на фоне событий 2022 года получил стимул к продолжению развития с давними партнерами из стран Востока. Сконцентрировав всё своё внимание на данном регионе, Республика планирует и дальше наращивать партнерство с исламским миром. 2022 год справедливо можно назвать годом завершения строительства культурно-духовного «моста» между Россией и Ближним Востоком. Именно Татарстан стал основой этого моста.

В 2022 год Республика торжественно отметила 1100-летие принятие ислама Волжской Булгарией. Сейчас в РФ есть два основных центра ислама: Татарстан и Чечня. Это объясняется тем, что в обеих республиках представлено 2 стороны религии. Если ислам Чечни известен своим газаватом, который олицетворяет внешнюю борьбу за веру, то Татарстан представляет джихад, направленный на духовное познание человека. Именно Татарстану в большей мере удалось выстроить дипломатические отношения с исламским миром ввиду культурного и научного обмена на протяжении веков. Даже после 2022 года страны Ближнего Востока не намерены дистанцироваться от РТ, что подтверждают представители Татарстана, которые активно совершают партнерские визиты в эти страны.

Сейчас Республика, как говорилось ранее, становится стартовой площадкой для развития исламского банкинга, в городе Болгар открыта международная исламская академия, на открытии который присутствовали делегаты из стран Персидского залива. Именно в восстановленном древнем городе Болгар также хранится самый большой печатный Коран, факт чего подтвержден Книгой Рекордов Гиннеса. В Казани готовятся к строительству соборной мечети — самой большой в Европе.

Вышеуказанное стремление Казани на лидерство в российском исламе не остается без внимания и используется как политический инструмент при выстраивании отношений со странами Востока. Очевидно, потенциальные партнеры видят и ценят это. Это стремление Республики даже сумело образовать специальную площадку для развития диалога со странами Востока — саммит «Россия — Исламский мир».

Стоит подчеркнуть факт того, что саммит на данный момент является основной площадкой не только Татарстана, но и всей России в вопросе выстраивания отношений с Исламским миром. Религия — основа и идеология саммита. Но сотрудничество в рамках площадки состоит в практическом смысле. А именно — в работе над совместными проектами, что интересно не только для партнеров Востока, но и для активно развивающейся экономики РТ.

Проводимый в 2023 году 14-й год саммит за время своего существования успел содействовать выстраиванию партнерских отношений между многочисленными странами не только Ближнего Востока, но и государств Африки, Европы и Восточной Азии, тем самым, саммит имеет охват в масштабах всего Старого Света: для партнерства не обязательно являться представителем исламской страны. Это открытая площадка, объединяющая деловых партнеров, заинтересованных в развитии проектов с мусульманскими странами и регионами.

SWOT-АНАЛИЗ ПАРАДИПЛОМАТИИ ТАТАРСТАНА

Говоря о сильных сторонах парадипломатии РТ, отметим, что, во-первых, Республика еще с первых лет после провозглашения широкой автономии обладает развитой сетью международных представительств. Республика добилась значительных успехов в открытии полномочных и торгово-экономических представительств во многих странах мира: в Казахстане, КНР, Финляндии, Швейцарии, Турции, Азербайджане, Узбекистане, ОАЭ, Чехии, Кубе, и многих других государствах. Никакой другой российский регион не может отличиться таким большим количеством представительств.

Именно они служат в интересах культурного и экономического развития РТ, содействуя контактам правительства Республики со странами-партнерами, бизнес-средой или отдельно взятыми диаспорами. При представительствах часто организуется проведение национальных татарских праздников, фестивалей, лекций по изучению языка. Они являются не только культурными порталами, но и помощниками в установлении экономических контактов.

Во-вторых, Татарстан в значительной степени имеет опору в виде обширной диаспоры за рубежом, которая может лоббировать интересы Республики. Например, Казахстан и Узбекистан — первые государства, в которых были открыты представительства РТ. Несложно выявить закономерность того, что именно здесь проживает самая многочисленная татарская община за рубежом: в каждой из этих стран численность этноса составляет около 200 тысяч человек. При их содействии не только были открыты «Татарские дома», но и многие татароязычные школы.

Украина, Туркменистан, Киргизия насчитывают не менее 70 тысяч представителей татарского народа, многие из них поддерживают связь с исторической родиной. Также наличием нескольких десятков тысяч татар могут выделиться следующие государства: Азербайджан, Турция, США, Китай, Беларусь, Грузия, Молдова, страны Прибалтики, Канада, Финляндия, Польша, Япония. Многие из них не имеют крепких связей с Татарстаном, с некоторыми таковые сегодня не видятся реализованными в полной мере ввиду политических событий.

В-третьих, РТ принимает участие в международных форумах, выставках и семинарах, способствующих укреплению торговых и экономических связей со многими странами и регионами других государств. Как ранее было отмечено, ежегодно проводимый в Казани саммит «Россия — Исламский мир» действительно подталкивает развитие внешних связей региона на новый качественный уровень.

Для иностранной общественности Татарстан — не только субъект в составе РФ, но и по-настоящему сформировавшийся экономический, духовный и туристический бренд, который привлекает внимание потенциальных партнеров Республики. Участие в международных организациях дает право заявлять региону о своих интересах (ТЮРКСОЙ, подразделения ЮНЕСКО, и т.д.).

Большое внимание Республике уделяется со стороны Исламского мира. Вполне возможно, что РТ сможет достигнуть полноценного членства и в подобных организациях.

В-четвертых, Татарстан — популярное туристическое направление. Отечественные туристы оценили столицу региона по достоинству еще после 2005 года, когда, по сути, начал формироваться современный имидж Республики. Именно тогда Казань торжественно отметила 1000-летие. С тех пор Правительство РТ взяло курс на активизацию сохранение исторического, культурного и архитектурного наследия, которые к началу нового века были в запущенном состоянии.

В течение последних 10 лет были восстановлены древние города Болгар и Свияжск, чего оказалось достаточным для потока значимого числа туристов из регионов РФ и стран зарубежья. Говоря о зарубежных туристах, Республика становится известной среди них ещё в 2013 году, когда в Казани проводилась Всемирная Летняя Универсиада, собравшая в городе 3,4 млн. туристов, в связи с чем большая часть центра города была преображена многочисленными реставрационными работами и крупными строительными проектами.
В то время при рекордном количестве зарубежных гостей было решено и далее развивать городскую туристическую инфраструктуру и также на правительственном уровне началась разработка бренда Татарстана.

В-пятых, как говорилось ранее, некоторые страны-партнеры Республики готовы выстраивать отношения по линии инвестиций ввиду благоприятного в Татарстане с точки зрения предпринимательства климата. Именно страны Востока успели реализовать значительные инвестиционные проекты на территории двух особых экономических зон РТ: «Алабуга» и «Иннополис». Китай, Турция и Саудовская Аравия особо преуспели в инвестировании проектов на территории РТ.

В целом, говоря о сильных сторонах парадипломатии РТ становится очевидно, что регион имеет достаточно развитые внешние связи, которые в меньшей степени зависят от ориентиров федерального центра. Татарский народ издревле сотрудничал со многими странами прошлого как по духовной, так и по торговой линии. Даже современная расстановка политических сил и межгосударственные границы не являются особой преградой для налаживания партнерства между Татарстаном и зарубежьем. В моменты кризисных для Москвы внешнеполитических событий правительство региона старается балансировать, тем самым избегая многих отрицательных последствий как для отношений республики, так и для федерального центра.

Говоря об анализе возможностей, стоит начать с того, что в 2022 году Россия «разворачивается» на Восток, основным мостом с которым и является изучаемый в работе регион.

Продолжение курса, начатого в прошлом году, позволит Республике развивать новые проекты при содействии стран ШОС и Китая, ожидается увеличение торговых соглашений и удельного веса совместной с зарубежьем культурной программой.

Первое, что необходимо отметить, это наличие возможностей в поиске новых стран и регионов для взаимодействия. Разумеется, страны Востока имеют разный уровень социо-экономического развития. Множество стран с первого взгляда могут показаться неперспективными ввиду их развивающейся экономики с не самыми высокими показателями во многих сферах деятельности.

Следующий регион, который можно отнести к перспективным для сотрудничества — Южная Азия. Страна, которая обделена вниманием с точки зрения отечественного бизнеса и правительства — Мьянма. Это государство обладает на сегодняшний день богатым человеческим капиталом. Руководство Татарстана смогло заметить это и провести встречу на высшем уровне в апреле 2022 года. Делегация во главе с Р.Миниханновым и главой Минпромторга РТ А.Каримовым провела дружеский визит в Нейпьидо. Стороны смогли наметить общие точки соприкосновения: азитатская страна может поставлять недорогое сельскохозяйственное сырье, а Татарстан — продукцию автомобилестроения. Налаживание сотрудничества с Мьянмой может открыть для России рынок Индокитая более масштабно.

Следующая возможность для международной деятельности Республики — привлечение новых иностранных инвестиций. В январе 2023 года на Сессии Госсовета РТ обозначили необходимость в увеличении привлекательности Республики для зарубежных инвесторов.
Важным фактором успешного привлечения иностранного капитала является создание специальных зон экономического развития и развитие двух уже имеющихся, где налоговые ставки ниже, чем в остальной территории региона. В данную зону могут заходить иностранные инвесторы, которые заинтересованы в получении значительной экономической выгоды.

Также в Татарстане активно работает уполномоченное Агентство инвестиционного развития, которое осуществляет поиски потенциальных инвесторов, проводит маркетинговые исследования и оказывает консультационную поддержку в привлечении иностранного капитала.

Привлечение иностранных инвестиций стимулирует рост экономической деятельности в регионе, создает новые рабочие места и способствует наращиванию объемов производства, улучшая качество жизни населения и повышая общее развитие региона.

Прежде чем анализировать слабые стороны парадипломатии Татарстана, необходимо подчеркнуть, что эфффективность подобной деятельности находится пусть в некой степени полномочием региона, но всё же также испытывает определенную зависимость от федерального центра.

Начиная с 2017 года, «подвешенный» статус политической самостоятельности Республики начал понижаться, невзирая на то, что у него мог бы быть иной путь — в сторону укрепления и наращивания автономности региона в целом.

События 2017 и 2022 гг. показали, что Москва намерена окончательно решить вопрос о статусе отношений между РФ и РТ. Это даже привело к первому за всю историю существования изменению Конституции РТ в январе 2023 года, что не встретили с восторгом в политических кругах региона. Теперь официально Татарстан согласно Конституции РТ — не суверенное государство, ассоциированное с Москвой, а полноценная часть России со статусом республики.

Слабая сторона парадипломатии РТ заключается в недостатке юридической базы, которая регулировала бы деятельность Татарстана с различными государствами и иностранными регионами. Про возможность ведения международной деятельности Татарстана говорится в статье 4 Конституции РТ: «В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях». Данный пункт, к сожалению, содержит мало конкретики. Также отсутствуют законы, которые диктовали бы, каким образом регион планирует свои внешнеполитические и экономические связи. Таким образом, ссылаясь на недостаточную правовую базу, возможно судить, что современный Татарстан — регион без значимой доли автономии, что на самом деле не является правдой, ведь фактически Республика продолжает быть лидером среди всех субъектов РФ (кроме Москвы) по числу подписанных международных соглашений.

Еще одним недостатком, который можно выделить, является отсутствие четкой стратегии по развитию международных контактов. Этот пункт связан с предыдущим. Ввиду того, что не существует конкретного обозначения того, каким образом необходимо проводить развитие международной деятельности, многие процессы в данной сфере могут происходить спонтанным образом. Единственный орган Республики, который регулирует международную деятельность региона — Департамент внешних связей офиса Раиса РТ, который также не содержит в открытом доступе какие-либо стратегии и планы.

Отсутствие стратегии, как правило, в случае Татарстана связано с тем, что основная часть международной деятельности Республики представлена торговыми соглашениями, которые часто заключаются между представителями бизнеса. Да, они располагают поддержкой со стороны Правительства РТ, но многие международные сделки являются инициативой бизнес-кругов, а органы местной власти подстраиваются под данные контакты.

Говоря об угрозах международной деятельности Республики, стоит упомянуть, что в 2022 году возникло несовпадение взглядов многочисленной татарской диаспоры, проживающей за границей (в основном в Европе) с татарами Поволжья.

Заключение
Говоря об эффективности парадипломатии РТ, можно отметить, что за последние десятилетия регион-лидер прошел значительный путь в своей международной активности, идеологически создавая свой образ и экономически привлекая известных международных инвесторов.

Регион способствует экономическому развитию России через развитие бизнеса, строительство новых линий производства и привлечение иностранных инвестиций.

Пример Татарстана демонстрирует факт того, что региональный актор может успешно использовать свое экономическое и культурное преимущество для укрепления своего международного положения.

Парадипломатические инициативы региональных актеров должны быть поддержаны на государственном уровне в пределах их широкомасштабного развития.