Публичная дипломатия стран Вышеградской четвёрки

Екатерина Казанцева, Анастасия Киричек, Валерия Чиж (РГГУ) и Андрей Переведенцев (МГИМО МИД России) подготовили материал о публичной дипломатии Вышеградской группы.

Одно из направлений деятельности «Креативной дипломатии» — поддержка экспертных исследований в области публичной дипломатии, в том числе работ молодых исследователей. Мы представляем доклад группы студентов, посвященный дипломатии стран Вышеградской группы. Впервые выступление с докладом состоялось на заседании секции Исследовательского комитета по публичной дипломатии конференции РАПН в конце 2020 года.

Презентация прошла успешно, поэтому мы попросили ребят подготовить исследовательский доклад, который предлагаем вашему вниманию. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Однако мы решительно поддерживаем идею о том, что публичная дипломатия зарубежных стран представляет собой интересный предмет для изучения и отбора наилучших практик для нашей страны.

Предисловие

На рубеже ХХ-ХХI столетий мир претерпел множество кардинальных изменений. Произошел переход от биполярной к многополярной системе международных отношений, распространился интернет, весь мир охватил процесс глобализации. Институт дипломатии также изменился: в частности, сильно возросла роль публичной дипломатии.

Современных исследователей интересуют, в первую очередь, стратегии реализации публичной дипломатии крупных государств – например, США или России. Процессы публичной дипломатии в небольших государствах остаются лишь частично исследованными.

Целью нашей работы является изучение форм и направлений публичной дипломатии стран Вышеградской четверки, интересных нам, поскольку в недалеком прошлом ее участники – Венгрия, Польша, Словакия и Чехия – являлись преимущественно объектами публичной политики глобальных акторов, а сегодня они фактически образуют альтернативный государствам «старой» Европы центр влияния в Европейском союзе. В основном анализ будет проводиться в трех сферах публичной дипломатии: гуманитарное сотрудничество, культурное сотрудничество и образовательные программы.

Появление публичной дипломатии в странах Вышеградской четверки прямо или косвенно связано с их вступлением в Европейский союз. В Польше и Венгрии публичная дипломатия послужила скорее инструментом для вступления в объединение: она осуществлялась с целью создания благоприятного имиджа своего государства в глазах стран Западной Европы. В Чехии и Словакии публичная дипломатия, наоборот, получила активное развитие уже впоследствии присоединения к числу государств-членов Европейского союза.

Чехия

Гуманитарное сотрудничество относится к приоритетным направлениям публичной дипломатии Чешской республики. В рамках одной из гуманитарных программ (Transition Promotion Programme) в 2019 году на 80 различных проектов НПО и специализированных учреждений по международным связям было потрачено около 80 млн чешских крон [1]. В целом на двустороннее сотрудничество Чехия выделила 856 млн чешских крон (за 2019 год). Основными странами реализации публичной дипломатии, где существуют исторически сформировавшиеся предпосылки для передачи чешского опыта в сфере гуманитарного сотрудничества, традиционно являются Босния и Герцеговина, Эфиопия, Сербия, Косово, Белоруссия, Грузия, Камбоджа, Молдова и Замбия.

Фото: Xuan Hoa Le (Pexels)

Для создания привлекательного образа за рубежом активно используется культурная дипломатия. В рамках международного сотрудничества в ряде стран функционируют Чешские центры – вспомогательные организации Министерства иностранных дел Чешской республики. Они представляют собой платформу для установления и последующего развития межкультурного диалога. Их деятельность включает в себя организацию различных мероприятий, продвигающих чешскую культуру: выставок, чтений, концертов и иных творческих проектов. Также Чешские центры обеспечивают распространение курсов чешского языка за рубежом. Всего насчитывается 25 таких культурных точек по всему миру. Только за 2019 год общее число мероприятий, подготовленных Центрами, составляет около 2000.

C 2006 года Чешские центры совместно с Объединением институтов культуры стран Европейского союза (EUNIC) проводят Ночи литературы. Проект можно выделить как пример качественного культурного взаимодействия и грамотно выстроенной коммуникации Чехии с европейским сообществом.

Формированию положительного имиджа Чешской республики способствует также ряд мероприятий в отдельных странах: Фестиваль Чехии в Москве, организованный при поддержке Посольства Чешской Республики, Дни чешской культуры в Республике Крым, подготовленные Домом дружбы народов совместно с Общественной организацией «Крымское Республиканское культурно-просветительское общество чехов «Влтава». 2017 год был объявлен Годом Чешской культуры в Японии в честь шестидесятилетия с момента возобновления дипломатических отношений двух государств. Также в Токио была презентована «Славянская эпопея», позволившая жителям Японии соприкоснуться с творчеством чешского живописца Альфонса Мухи.

Не менее ярко публичная дипломатия разворачивается в образовательной сфере. Одним из ключевых центров, занимающихся разработкой методик обучения чешскому языку в качестве иностранного, является Институт языковой и профессиональной подготовки Карлова университета, где ежегодно проводятся курсы для иностранных абитуриентов.

Чешская республика – достаточно популярный выбор иностранцев, желающих получить качественное высшее образование. Все абитуриенты имеют равные права на бесплатное обучение в вузах Чехии, образовательный процесс при этом организован на чешском языке (на английском языке обучение платное). Отдельно стоит подчеркнуть, что Чехия активно привлекает российских студентов: существуют программы на русском языке (например, в Высшей школе экономики и Чешском техническом университете в Праге). По данным на 2020 год, количество студентов из РФ, обучающихся в Чехии, составило 3408 человек [2].

Более чем в 40 университетах в 24 странах мира читаются лекционные курсы чешского языка и литературы при поддержке Министерства образования Чехии. Соответствующие кафедры в зарубежных вузах обеспечивают студентам доступ к специализированным учебным материалам на чешском языке и художественным изданиям чешских авторов. Таким образом, правительство Чешской республики стремится популяризовать культурное наследие своего государства в иностранной среде [3].

Словакия

В 2007 г. МИД Словацкой Республики учредил Словацкое агентство по международному сотрудничеству в целях развития. Официальная помощь оказывается под логотипом SlovakAid.

С 2019 г. Словакия применяет региональный подход, позволяющий осуществлять тематически связанные мероприятия в нескольких странах региона, а также обмениваться опытом между партнерами. Территориальные приоритеты на ближайшие 3 года подразделены на две группы: страны, где реализуются специальные программы, и страны-партнеры. К первой относятся Кения, Молдова, Грузия, ко второй – Западные Балканы, Восточная Европа, Африка южнее Сахары, Ближний Восток.

Фото: Pixabay (Pexels)

Одним из достижений данного направления можно считать создание специального фонда (Slovak Challenge Fund), призванного привлекать частный сектор Словакии к поддержке развития экономики в Молдове и Северной Македонии [4].

Проведение культурной дипломатии Словакии находится в первую очередь в руках дипломатических миссий и генеральных консульств. Однако есть отдельные подразделения, такие как Словацкие институты, которые функционируют в столицах восьми европейских государств (Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Польша, Россия, Франция, Чехия). Все они входят в Объединение институтов культуры стран Европейского союза (EUNIC), которое насчитывает более 30 институтов культуры 27 государств-членов ЕС.

Что касается участия в других многосторонних объединениях в области культуры, Словакия входит в Международный Вышеградский Фонд, Организацию «Европа-Азия» (ASEF), Центральноевропейскую культурную платформу (Словакия, Чехия, Венгрия и Польша) и другие.

«Инновационные дипломаты» работают с 1 июля 2019 г. в Финляндии, США, Израиле и Китае. Их целью является создание эффективной новаторской дипломатии. Роль инновационных дипломатов заключается в оказании помощи словацким исследовательским институтам, университетам и предпринимателям в налаживании сотрудничества с инновационной средой за рубежом [5].

Таким образом, инновационная дипломатия – важный инструмент «мягкой силы». Она призвана выполнять два типа функций – работа на нужды государства и частного сектора [6]. Первое подразумевает установление отношений с государственными учреждениями и зарубежными партнерами. Во втором случае – помощь словацким предприятиям в выходе на зарубежные рынки, содействие мобильности студентов и исследователей.

Венгрия

Главным институтом, реализующим программы публичной дипломатии, является Министерство иностранных дел и торговли Венгрии. Оно ответственно за планирование, координирование и реализацию венгерской политики международного сотрудничества в целях развития. Главными целями такой политики являются: усиление роли Венгрии на мировой арене, обеспечение более тесной координации политики в области международного сотрудничества, осуществление проектов в данной области в соответствии с Целями устойчивого развития, а также усиление международного экономического сотрудничества [7]. Венгрия имеет тесное экономическое и политическое партнерство преимущественно со странами-реципиентами. В 2019, как и в 2018, Венгрия была сфокусирована на международном сотрудничестве в регионах Южной Азии, Среднего Востока и Африки [8].

Фото: Nora (Pexels)

Главным институтом, осуществляющим политику поддержки и консолидации соотечественников за рубежом, является Министерство иностранных дел. Самые многочисленные венгерские диаспоры находятся в Румынии, Словакии, Сербии, США и в Закарпатском регионе Украины. Венгерское правительство поддерживает эти диаспоры как финансовым путем (на поддержку венгерских меньшинств за рубежом тратится более 800 млн форинтов [9]), так и культурно-гуманитарным (почти в каждой стране, где есть крупная венгерская диаспора, располагается Институт Балашши). Поддержка Закарпатского региона является приоритетной для венгерского правительства. Так, в 2020 году планировалось выделить 1,6 млрд форинтов на развитие региона [10]. Также правительство недавно учредило Закарпатский венгерский институт им. Ференца.

Кроме того, Венгрия существенно облегчила получение венгерского гражданства. Каждый человек, который ранее был гражданином Венгрии или является потомком гражданина Венгрии, может получить гражданство.

Институциональная система культурной дипломатии Венгрии включает в себя 125 институтов, флагманом которых является институт Балашши. На данный момент в Европе эти институты располагаются в 22 странах. Помимо Европы, такие институты располагаются в Нью-Йорке, Каире, Стамбуле, Нью-Дели, Пекине, Токио и Сеуле. Наиболее известными мероприятиями являются венгерские культурные сезоны. На протяжении небольшого промежутка времени за рубежом демонстрируются ценности, богатство и разнообразие венгерской культуры. На данный момент культурные сезоны были проведены во Франции (2001), в Великобритании (2003-2004), в Нидерландах (2004), в Италии (2002), в России (2005), на Западных Балканах (прошли в 6 странах в 2018-2019 гг.), в Израиле (2019), Японии (2019), Южной Корее (2019) [11].

Польша

Реализацией публичной дипломатии Польши занимается Департамент публичной и культурной дипломатии Министерства иностранных дел. Департамент вовлекает в реализацию публичной дипломатии гражданское общество и представителей НКО через систему грантов. В 2020 на гранты для реализации общественных инициатив в сфере публичной дипломатии было выделено более 4.6 млн польских злотых [13].

Polsca pomoc (Polish aid) – основной государственный проект по реализации гуманитарного сотрудничества. У проекта есть 3 направления: разовая помощь, гуманитарная помощь и глобальное образование. Помощь оказывается странам пострадавшим в результате военных конфликтов (Ливан, Сирия, Ливия, Ирак и т.д.) и от стихийных бедствий, а также развивающимся странам. Для оказания медицинской помощи в развивающихся странах был создан некоммерческий проект Polish Medical Mission.

Фото: Julia Volk (Pexels)

Также Польша является членом Комитета содействия развитию ОЭСР и способствует улучшению экономического положения развивающихся стран. В 2019 для реализации целей КСР было выделено 2 628 млн злотых [14].

Польша укрепляет связь между польской диаспорой за рубежом и исторической родиной посредством стипендиальных программ для молодёжи. Программы Semper Polonia и Wspólnota Polska отвечают за финансовую поддержу талантливой молодёжи польского происхождения.

Важнейшим инструментом для консолидации соотечественников (преимущественно проживающих на восточноевропейской территории постсоветского пространства) является карта поляка. Главное условие для получения карты – наличие прямого родственника до 4 колена включительно, имеющего польское гражданство или указание польской национальности в паспорте или свидетельстве о рождении. Карта поляка подтверждает принадлежность к польскому роду, что неравнозначно гражданству. Однако карта даёт значительные привилегии (бесплатное образование, разрешение на ведение предпринимательской деятельности, право на легальною работу) и значительно упрощает процесс получения польского гражданства.

Польша начала проводить культурную дипломатию ещё до оформления полноценного института публичной дипломатии. Сегодня основную реализацию культурной дипломатии осуществляют Польский институт и Институт Адама Мицкевича.

Основная задача Польского института – продвижение польской культуры, языка и истории за рубежом. Всего в мире насчитывается 25 представительств Польского института.

Деятельность Института Адама Мицкевича масштабнее – она отдельно координируется Министерством культуры и национального наследия. Институт реализует мегапроекты как в онлайн, так и в оффлайн-формате, среди которых Culture.pl, Asia Programme, Kulturalne pomosty, Polska 100 и другие. Основная цель мегапроектов – интегрировать польскую культуру в мировое сообщество и повышать польскую культурную активность в отдалённых странах (например, в странах АТР через Asia Programme) [15].

Польские университеты активно участвуют в европейских программах образовательного обмена Erasmus, Erasmus +, Erasmus Mundus. Однако, в отличие от других европейских стран, в Польше нет единой программы грантов и стипендий для обучения иностранцев (как, например, DAAD в Германии, Stipendium Hungaricum в Венгрии) [16].

Развиваются образовательные программы для молодёжи из восточноевропейских стран. Во Вроцлаве функционирует муниципальный проект «Teraz Wrocław», который помогает поступить в местные университеты абитуриентам из Восточной Европы. За время существования проекта вроцлавские университеты окончило более 2000 иностранных студентов [17]. Также можно получить специальную стипендию Стефана Банаха для обучения. Два раза в год реализовывается направление «Визиты студентов» программы «Study tours to Poland». В ходе программы студенты из России, Беларуси, Молдовы и Украины знакомятся с устройством различных организаций, принципами политического развития и местными инициативами в Польше.

В результате исследования мы пришли к ряду важных выводов.

Во-первых, в XXI веке, с развитием государств Вышеградской четверки, вектор осуществления ими своих методов публичной дипломатии смещается со стран Европейского союза и становится более специфичным, а охват географических направлений расширяется. Так, Венгрия и Польша в первую очередь ориентированы на поддержку своих национальных меньшинств за рубежом, однако, как и Чехия со Словакией, они выделяют средства на различные программы на Западных Балканах, Ближнем Востоке, в Юго-восточной Азии и некоторых странах Африки.

Во-вторых, все четыре страны имеют целую сеть государственных институтов, занимающихся публичной дипломатией по вышеперечисленным направлениям (Министерства иностранных дел, посольства, культурные центры при посольствах и консульствах, культурные институты).

В-третьих, наиболее распространенными формами публичной дипломатии стран Вышеградской четверки являются гуманитарное сотрудничество, образовательные программы и культурная дипломатия.

Примечания

[1] Czech Diplomacy, 2019 [Electronic Resource]. – URL: https://www.mzv.cz/file/3978650/Czech_diplomacy_2019.pdf

[2] Обучение в Чехии для русских студентов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.eurostudy.cz/obuchenie-v-chehii-dlya-russkih-studentov/

[3] Ministry of Education, Youth and Sports [Electronic Resource]. – URL: https://www.msmt.cz/eu-and-international-affairs/lectureships-abroad?lang=2

[4] SlovakAid [Electronic Resource]. – URL: https://www.slovakaid.sk/sk/novinky/1025-slovak-challenge-fund-podpora

[5] [Úrad podpredsedu vlády SR pre investície a informatizáciu [Electronic Resource]. – URL: https://www.vicepremier.gov.sk/sekcie/inovacna-diplomacia/index.html

[6] Zengevald P. Slovensko si vyberá prvých inovačných diplomatov. Zisťovali sme, čo bude ich úlohou [Electronic Resource]. – URL: https://fontech.startitup.sk/slovensko-si-vybera-prvych-inovacnych-diplomatov-zistovali-sme-co-bude-ich-ulohou/

[7] Hungary’s International Development Cooperation Strategy // Kormány nemzetközi fejlesztési együttműködési [Electronic Resource]. – URL: https://nefe.kormany.hu/download/8/2f/92000/NEFE2025_summary_en.pdf

[8] Hungary International Development Cooperation Profile // Kormány nemzetközi fejlesztési együttműködési [Electronic Resource]. – URL: https://nefe.kormany.hu/download/7/f5/72000/Hungary%20-%20International%20Development%20Cooperation%20Profile.pdf

[9] Törvényjavaslat magyarország 2018. évi központi költségvetéséről [Electronic Resource]. – URL: https://www.parlament.hu/irom40/15381/15381.pdf

[10] A magyar Kormány Nemzetközi Fejlesztési Együttműködési Stratégiája a 2020 és 2025 közötti időszakra [Electronic resource]. – URL: https://nefe.kormany.hu/download/7/8d/82000/NEFE2025%20-%20Stratégia.pdf

[11] Termékünk a magyar kultúra [Electronic resource]. – URL: https://magyarnemzet.hu/kultura/termekunk-a-magyar-kultura-7049048

[13] Portal Gov.pl [Electronic Resource]. URL: https://www.gov.pl/web/dyplomacja/wyniki-konkursu-dyplomacja-publiczna-2020—nowy-wymiar

[14] Portal Gov.pl [Electronic Resource]. URL: https://www.gov.pl/web/polskapomoc/finansowanie

[15] Adam Mickiewicz Institute [Electronic Resource]. URL: https://iam.pl/en

[16] Beata Ociepka, Marta Ryniejska Public Diplomacy and EU Enlargement: the case of Poland // Netherlands Institute of International Relations «Clingendael» [Electronic resource]. URL: https://www.clingendael.org/sites/default/files/201602/20050800_cli_paper_dip_issue99.pdf

[17] Study in Wroclaw [Electronic Resource]. URL: http://study-in-wroclaw.pl/

Фото: Krystian Maj/KPRM

Лонгрид на сайте picreadianalitika.ru

Tags: