2014: Зима «Больших Надежд»

Профессиональный спорт и политика: образ современной России

Альбервиль – 1992, Лиллехамер – 1994 , Нагано – 1998, Солт-Лейк-Сити – 2002, Турин – 2006, Ванкувер – 2010, и, наконец, Сочи – 2014,– города Зимних Олимпиад, уже по праву ставшие частью истории профессионального спорта 1990-х-2000-х гг.

Однако, Олимпиада, летняя или зимняя, – это не только соревнование профессионалов с громким призывом «Citius, altius, fortius! — Быстрее, выше, сильнее!», это еще и международная площадка, на которой страна-хозяйка Олимпиады демонстрирует свои достижения в самых разных сферах общественной жизни. Город, принимающий Олимпиаду, на короткие десять или пятнадцать дней приковывает к себе внимание всего мирового сообщества.

Именно поэтому, знаменитая фраза Пьера де Кубертена «О, спорт, ты – мир!» приобретает особое прочтение. Олимпиада – бесспорно, история спорта, но это еще и история, в которой тесно переплетаются между собой образование, политика, экономика, искусство, средства массой информации и международные отношения. Достаточно вспомнить Олимпийскую Хартию МОК: «Олимпизм представляет собой философию жизни, соединяющую спорт с культурой и образованием».

Идея о том, что спорт активно участвует в создании образа государства далеко не новая, она появилась еще в начале XX века. Спорт для саморекламы, связанный с подсчетом общекомандного медального зачета на Олимпиаде, – ход, впервые использованный американцами.Знаменитая фраза Роберта Кеннеди: «Престиж нации – это полет на Луну и золотые олимпийские медали» была быстро растиражирована не только американскими, но и иностранными СМИ.

Не секрет, что любые спортивные достижения нередко представлялись как зависимые от идеологической ориентации того или иного правительства. Противостояние СССР и США времен «холодной войны» измерялось не только паритетом ядерных боеголовок, оно было еще и «спортивной битвой народов». Успех на спортивной арене – часть национального символа. Это раньше, а что сейчас?

«Россия – спортивная держава», лозунг, ставший названием одноименного международного форума в России, пока никто не отменял. Мы по-прежнему рассматриваем спортивные достижения не только как показатель жизнеспособности нации, но и как определенный триумф собственной системы спортивной подготовки, механизм единения многомиллионной многоконфессиональной и многоэтнической нации.

Глава Организационного комитета Сочи 2014, Дмитрий Чернышенко, назвал Олимпийские игры 2014 года «самыми инновационными играми в истории»[1]. И ключевой вопрос в данном случае, какое наследие оставят Олимпийские Игры Сочи 2014 городу, стране и миру в целом.

Информационное пространство для транслирования собственных культурно-мировоззренческих ценностей уже сейчас огромно. Благодаря Олимпиаде 2014 Россия получает отличную возможность выхода на многомиллионную аудиторию. Олимпиада дает новый импульс к развитию российского бизнеса. «Аэрофлот», BoscoSport, «МегаФон», РЖД, «Роснефть», «Ростелеком», Сбербанк, Volkswagen Group Rus и «Ингосстрах» – национальный партнеры Сочи 2014, а значит, они имеют право использовать олимпийскую и паралимпийскую символику в целях продвижения собственной продукции. Но, и это не главное.

Концепция Программы Создания Безбарьерной Среды и Российский Международный Олимпийский Университет имеют статус «впервые в России». Россия – безбарьерное пространство. Идея – особенно актуальная для страны, где 13, 2 млн. человек имеет инвалидность. Возможно, именно после Олимпиады 2014, опыт Сочи станет примером тех мер, которые должны предпринять другие города, чтобы сделать собственную городскую среду более «дружелюбной» для людей с ограниченными физическими возможностями.

Следует отдать должное организаторам проекта в том, насколько глубоко они анализируют концепцию безбарьерной среды. «Мир без барьеров» и «Город без барьеров» – не только инфраструктура, но, прежде всего, распространение соответствующих ценностей и просвещение. С этой точки зрения особенно интересным является проект, также созданный в рамках подготовки к Олимпиаде 2014: европейский лагерь «Поколения за мир».

1 октября 2010 г. 57 молодежных лидеров из 11 стран Европы и Центральной Азии встретились в Сочи, чтобы обсудить вопросы мирного сосуществования на одной территории представителей разных концессий, национальностей и культур имели приоритетное значение[2]. Учитывая то, что Олимпиада проходит в регионе Северного Кавказа, эта тема приобретает особый смысл.

Это далеко не полный список инноваций Зимней Олимпиады 2014, о которых говорил Дмитрий Чернышенко.Зеленые Стандарты в Строительстве и Проектировании, Новая Система Моделирования Транспортных и Пассажирских Потоковкоторая должна объединить в себе последние научные достижения в области транспортного моделирования и планирования, – часть инновационного облика Олимпиады 2014. Так что пока, если посмотреть на те идеи и проекты, уже созданные в рамках организации спортивного события, то наследие игр обещает быть ярким и интересным, а главное,  будем надеяться, полезным для будущих поколений.

Любовь Ярошенко — исполнительный директор «Креативной дипломатии», аспирантка факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.


[1] Дмитрий Чернышенко: в случае с «Ъ» мы получаем сильный ресурс http://www.kommersant.ru/Doc/1597572?ThemeID=1602142

[2] Устойчивая Олимпиада. Праздник с последствиями. 30 ноября 2010 г.  http://sochi2014.com/sochi-live/press/publications/38059/