Африка

Межсуданский конфликт и интересы зарубежных стран

Павел Густерин

Статья историка и регионоведа Павла Густерина, независимого эксперта.

Россия, имевшая влияние на самое большое по территории африканское государство, каковым являлся Судан до отделения Южного Судана в 2011 г., утратила свои позиции в важном с экономической точки зрения районе Африки, ставшем независимым государством Республика Южный Судан (РЮС). На суданском направлении Россия сталкивается с жесткой конкуренцией, так как свою заинтересованность в присутствии в РЮС проявляют многие влиятельные государства.

Осуществленное при активном лоббистском и финансовом участии США отделение Южного Судана способствовало решению важной для Вашингтона экономической задачи: были созданы условия и возможности для передела суданского нефтяного рынка в ущерб интересам господствовавшего здесь ранее Китая. Однако, учитывая политическую и финансово-экономическую активность, которую в последнее время демонстрирует КНР, пока нет полной уверенности в том, сумеет ли Вашингтон воспользоваться ситуацией.

В последнее десятилетие Китай предпринимал значительные усилия для освоения новых районов нефтедобычи в Африке, в том числе в Судане: за последнее десятилетие это государство вышло на второе место по значимости среди африканских поставщиков нефти Китаю. Особенно этому процессу способствовал тот факт, что из Судана стали уходить западные инвесторы. В настоящее время нефтяная промышленность Судана развивается благодаря Индии,  Китаю и Малайзии. Но, в первую очередь, с помощью КНР Судан превратился из импортера нефти в страну, экспортирующую нефть и располагающую собственной нефтяной промышленностью. На начало 2013 г. в Судане добывалось более 90 тыс. баррелей нефти в сутки. В планах Хартума — уже в 2014 г. выйти на уровень около 180 тыс. баррелей в сутки.

События трех последних лет в Судане (вооруженные столкновения, перебои с транспортировкой нефти и т.д.) отрицательно сказались на деятельности как национальных, так и зарубежных нефтяных компаний, особенно потому, что большая часть месторождений, дающих около 75% от общесуданской нефтедобычи, отошли к Южному Судану, в то время как трубопроводы и нефтеперерабатывающие предприятия остались на территории Республики Судан.

Перед правительством Южного Судана стоят сложные задачи строительства государства, что требует материальных средств. По оценкам Всемирного Банка (ВБ), валютные резервы у Южного Судана заканчиваются. При любых вариантах их перераспределения в ближайшее время начнется резкое обнищание населения. В 2012 г. граждане РЮС, проживающие за чертой бедности, составляли около 50%. В 2013 г. это число, по оценкам ВБ, возросло до 83% при общей численности населения 3,6 млн человек. По тем же оценкам, детская смертность с 2012 по 2013 г. удвоилась. При этом гуманитарные проекты, даже в случае их активной поддержки со стороны ВБ и доноров, вряд ли способны серьезно улучшить сложившуюся ситуацию.

На необходимость поддержки южносуданской экономики и снятие остроты финансового кризиса, вызванного обострением нефтяного противостояния с Хартумом, отреагировало международное сообщество: кроме ряда стран Запада, готовых выделить стабилизационные средства, откликнулся Пекин.

В апреле 2012 г. президент РЮС Сальва Киир Маярдит находился с визитом в КНР. По результатам этого визита Пекин объявил о выделении Джубе кредита в размере 8 млрд долл.

Южный Судан надеется на помощь Китая в строительстве нефтепровода, которыйФлаг-Республики-Судан-300x300 позволит экспортировать нефть в обход Судана. Этот проект, в частности, предусматривает строительство на кенийском побережье нефтеналивного порта, оборудованного 32 причалами, железной дороги, трубопровода (расчетная мощность составит 350-450 тыс. баррелей нефти в сутки) и современного нефтеперерабатывающего завода. Стоимость проекта оценивается в 25 млрд долл.

Очевидно, что Китай пытается укрепить влияние не только в Судане, но и в Южном Судане. Важно отметить, что оба Судана в настоящее время ведут спор из-за района Абъей, в северной части которого находятся основные перспективные месторождения суданской нефти. Этот район, скорее всего, станет также объектом острого соперничества между Вашингтоном и Пекином.

Судан до недавнего времени оставался единственной в мире крупной нефтедобывающей страной, экспортировавшей сырье в Индию, Китай и Малайзию, а не в Европу, США или Японию. Для США сейчас приоритетом является ослабление Республики Судан, власти которой рассматриваются как сторонники исламистов. Цель США — облегчить доступ к энергетическим ресурсам континента.

Из-за ряда конфликтных ситуаций по вопросу оплаты транзита южносуданской нефти по территории Судана, Джуба начала поиски альтернативных путей ее транспортировки. Правительство Южного Судана договорилось с руководством Руанды, Кении и Уганды о строительстве нефтепровода в обход Судана. Трубопровод будет проложен до города Ламу (Кения), расположенного на острове. В рамках этого же проекта будет построен нефтепровод из Руанды в портовый город Момбаса (Кения).

Также одной из причин суданского обострения может стать найденная в марте 2012 г. нефть в соседней Кении. Открытые месторождения вернули актуальность проекту строительства трансафриканского нефтепровода из Кении в Камерун. Данный нефтепровод не будет пролегать по территории Судана и лишит его доходов от транзита нефти из Южного Судана, которая полностью уйдет по «камерунскому маршруту». По сведениям европейского Центра исследования кризисных ситуаций, опубликованным в феврале 2013 г., США вынашивают планы открытия крупнейшей в Африке военной базы на территории Южного Судана для охраны нового нефтепровода. [1]

На территории Судана и Южного Судана сталкиваются также интересы Израиля и Ирана. Судан занимает активную антиамериканскую и антиизраильскую позицию. Израиль, в свою очередь, одним из первых признал независимость Южного Судана. Руководство Южного Судана объявило об установлении дипломатических отношений с Израилем в полном объеме в 2011 г., через две недели после провозглашения независимости. Израиль стремится извлечь максимум выгоды из отношений с Южным Суданом, и это касается различных сфер жизни израильского государства. Так, имея весьма ограниченные природные ресурсы, Израиль заинтересован в получении южносуданской нефти, поэтому в январе 2013 г. несколько израильских компаний подписали соглашения с Южным Суданом о нефтяных поставках.

Что касается Республики Судан, то здесь в качестве основы перспективного сотрудничества Россия может использовать прежние наработки, в частности, учрежденный в декабре 2010 г. в Москве Российско-Суданский Рабочий комитет, целью которого является развитие экономических, гуманитарных связей и деловых контактов двух стран, включая реализацию совместных проектов в области сельского хозяйства, энергетики, нефти и газа, строительства, спутниковой связи и навигации, транспорта и разработки минеральных ресурсов. [2]

Деловые контакты с суданскими партнерами осуществляются преимущественно через Российско-Суданский Деловой Совет (РСуДС),  созданный в июне 2010 г. В состав РСуДС входят более 30 компаний, занятых в сфере энергетики, металлургии, машиностроения, агропромышленного комплекса, нефтегазовой  промышленности, транспорта, телекоммуникаций, связи, банковской отрасли, среди которых Банк ВТБ, ООО «Стэл — Компьютерные системы», ЗАО «Геотехнологии»,  ЗАО  «ГК «Навигатор» и др.

Особое внимание РСуДС уделяет реализации крупных совместных проектов (продвижение Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в Судане, строительство трансафриканской железной дороги Дакар — Порт-Судан, поставки российского зерна, разведка отечественными специалистами углеводородных месторождений на территории Судана), расширению связей на региональном уровне, организации тематических встреч и деловых миссий по перспективным направлениям взаимодействия, организации российского участия в отраслевых выставках в Судане с целью продвижения российской продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Российская сторона проявляет готовность к сотрудничеству с обоими суданскими государствами, что подтверждает визит российской делегации в Южный Судан в мае 2013 г., в результате которого был подписан Меморандум о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой РФ и Торгово-промышленной палатой РЮС. [3]

26 мая 2014 г. министр иностранных дел РФ С.В. Лавров провел переговоры с министром иностранных дел и международного сотрудничества РЮС Б. Барнабой, находившимся в Москве с рабочим визитом.  По сообщению МИД РФ, представитель РЮС передал послание президента С.-К. Маярдита президенту В.В. Путину. Министры провели предметный обзор состояния и перспектив российско-южносуданского взаимовыгодного партнерства, особенно в таких областях, как добыча и переработка углеводородов, строительство, развитие транспортной инфраструктуры, энергетика и подготовка кадров. При этом было условлено вести дело к учреждению двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. [4]

Несомненно, инициатива южносуданской стороны была вызвана ростом авторитета России на международной арене после присоединения Крыма и подписания газового контракта с Китаем. Ранее планы активизации сотрудничества в большей степени оставались на бумаге, нежели принимали конкретные формы. Учитывая важность данного направления, контакты с обоими Суданами имеют потенциал, который можно использовать.

[1] http://www.iimes.ru/?p=14683

[2] http://www.pandia.ru/text/78/479/71533.php

[3] http://tpprf.ru/ru/activities/relations/far-abroad/bilateral-cooperation/countries/sudan/ccicooperation/

[4] http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/c32577ca001743fd44257998005d0db3!

Павел Густерин – арабист-регионовед, кандидат исторических наук, независимый эксперт.

ИсточникЦентрАзия

Мнение автора, размещенное на сайте «Креативной дипломатии», может не совпадать с позицией редакции.