Рикардо Зедано
Воспоминания иностранца, пережившего эпоху перемен в России
Сейчас, вспоминая атмосферу 90х годов – эпоху заката Советского Союза и зарождения постсоветской России, можно лишь удивиться, как сильно изменилась жизнь и само общество современной России.
Девяностые годы ознаменовались тяжелым периодом реформ социально-экономического характера. Но вместе с тем, такие ценности, как солидарность, честность, братство, культура спорта, равенство между людьми, правосудие и многие другие были сохранены. К сожалению, в современном российском обществе доминируют иные ценности, прежде всего в больших городах современной России.
Подобные ценности, которые, согласно моему личному мнению, должны зарождаться, прививаться и развиваться в здоровой атмосфере, внушались на основе академизма, в рамках политического контекста «железного занавеса», в результате которого советский народ не имел объективного представления о том, что происходило за пределами границ Советского Союза.
Это превратилось в одно из слабых звеньев системы, которое другие силы, как внешние, так и внутренние, использовали с целью подтолкнуть процесс распада СССР. Но эта тема носит сугубо политический характер и заслуживает отдельного рассмотрения.
Возвращаясь к вопросу ценностей советского общества, стоит привести в качестве примера здоровой атмосферы следующий эпизод. В августе 1990 года молодые латиноамериканцы, только прилетевшие в Советский Союз для учебы в вузах, ждут в аэропорту официального представителя, ответственного за распределение в соответствующие учебные заведения. Они сидят и боятся отойти хоть на шаг от своего багажа из-за страха кражи, что свойственно их странам.
Тогда в России кража, воры и карманники были редким и поэтому широко осуждаемым явлением . Эта была достаточно парадоксальная сцена, т.к. многие из этих приехавших молодых людей были городскими жителями, которые и представить себе не могли, что когда-нибудь сами будут на месте провинциалов. Они были недоверчивыми, испуганными и сбитыми с толку.
Менталитет советского общества тех времен был совершенно другим. Если ты потерял, например, свой бумажник, то нашедший его человек незамедлительно вернет его в посольство нетронутым. Вы думаете, сегодня это возможно? И, если бы это было так, думаете, что люди, потерявшие свои вещи, получили бы их нетронутыми?
До того, как Москва наводнилась нелегальной (неофициальной) торговлей, существовал порядок и чистота, что, вероятнее всего, не вызвало бы удивления ни у одного европейца, но граждан других стран, в своем большинстве – стран третьего мира, удивляло в полной мере.
Для поколения, выросшего по правилам советской школы, было неприемлемо видеть, как иностранцы, которые приехали на учебу, ели бутерброды на улице, присвистывали и бросали комплименты в сторону проходивших мимо женщин, громко смеялись в метро, не замечая вокруг людей, пили пиво и курили в пригородных поездах, что являлось очевидным нарушением внутренних правил страны.
В те времена тема секса была одной из тех, которая в большой степени озадачивала советское общество. Иностранцу, прибывшему в страну, не составляло большого труда познакомиться с какой-либо девушкой. В короткий срок их отношения могли перейти в больше, чем дружбу, и пара уже проживала совместно в ее квартире, порой даже без согласия родителей.
Другие прибывшие в страну, обеспеченные иностранной валютой (долларами США) могли позволить себе жить на широкую ногу, будучи высокомерными, могущественными, порождая ненависть, недоверие и зависть среди местного населения. Пользуясь своим экономическим превосходством, им было намного легче завоевывать женщин, а впоследствии, в погоне за собственной удачей, бросать их в положении.
Некоторые из них вступали в брак с целью получить постоянное место жительства. Во многих случаях они обманывали доверчивых советских людей, завладев, возможно, единственным, что у них было: квартира, сбережения, и т.д.
Большое количество людей из стран постсоветского пространства, о которых я предпочитаю не упоминать, чтобы не быть уличенным в ксенофобии, начали расселяться в таких крупных мегаполисах как Москва или Санкт-Петербург. Чувствуя себя хозяевами, они навязывали свои собственные привычки, образ жизни, языки… И это в чужой стране!
Эти и многие другие причины объясняют сложившееся отталкивающее отношение русского населения к иностранцам. Некоторые из иностранцев, в силу своего комплекса неполноценности, ошибочно толкуют это как расизм, будто бы он никогда не существовал и в их странах.
Я сомневаюсь, что кто-то смог бы равнодушно относиться к резким переменам в своей жизни. Так, российскому народу, пережившему тяжелый кризис социальных, экономических и политических реформ, довольно непросто бесстрастно анализировать сложившуюся ситуацию, отдавая то, чего он достиг с большим трудом, усилием и самопожертвованием в течение многих лет.
Если мы (иностранцы) хотим, чтобы на нас не смотрели косо, принимали нас такими, какими мы есть, первое, чему мы должны научиться, это жить, уважая культуру, менталитет и традиции принимающей нас страны. Если же мы не в состоянии на сегодняшний день сделать это, предпочтительнее быть честными с самими собой и вернуться обратно в свои страны или выбрать другую страну, где бы мы могли найти тот образ жизни, который более нам соответствует.
Источник: http://rusiahoy.com/articles/2010/06/30/memorias_de_un_extranjero.html
Рикардо Зедано – руководитель латиноамериканского направления Общественной инициативы «Креативная дипломатия».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.