ОДКБ и современные угрозы

ОДКБ и противодействие вызовам и угрозам современности

24 марта директор Программ СНГ Общественной инициативы «Креативная дипломатия»  Владимир Перебоев принял участие в научно-практическом семинаре «Организация Договора о коллективной безопасности: противодействие вызовам и угрозам современности», прошедшем в Институте стран СНГ.

С докладами по соответствующей проблематике в рамках указанной темы семинара выступили: заместитель директора Института стран СНГ И.Ф.Сафаргалеев., заведующий отделом Белоруссии А.Ф. Фадеев, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана А.В.Грозин, заведующая отделом диаспоры и миграции А.В.Докучаева, заведующий отделом Украины К.А.Фролов, которые затем приняли участие в общей дискуссии, детализировавшей и актуализировавшей объективные проблемы военно-политической интеграции и сотрудничества государств постсоветского пространства в рамках ОДКБ.

Комментарий Владимира Перебоева на тему встречи читайте далее.

В ходе мероприятия был рассмотрен широкий спектр проблем, существующих как внутри самой организации, так и в сфере взаимодействия ОДКБ с другими структурами, такими как НАТО и ШОС.

Рассматривая позиции Белоруссии, как члена ОДКБ, заведующий отделом Белоруссии Фадеев А.В. отметил, что, по мнению белорусского руководства, постсоветское простанство атомизируется, что выражается, прежде всего, в укреплении связей государств региона с внерегиональными акторами, основными среди которых являются Европейский Союз, НАТО, США, Китай, с чем нельзя не согласиться.

володя1В связи с этим, Минск возлагает определённые надежды на ОДКБ, как на межгосударственное военно-политическое объединение, способствующее поддержанию относительной региональной целостности, стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. Но в свете происшедших летом 2010 г. трагических событий в Киргизии, руководство Белоруссии считает необходимым проведение ряда преобразований применительно к функционированию данной организации. В частности, председательствуя в ОДКБ в течение 2011 г., Минск внёс в Секретариат организцаии ряд предложений, в соответствие с которыми в деятельность ОДКБ необходимо внести больше прагматизма посредством корректировки нормативно-правовой базы организации, на данный момент не позволяющей предотвращать внутригосударственные конфликты, угрожающие действующим властям и суверенитету государств-членов. Среди других предложений Белоруссии были выделены такие, как перспективы использования Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в борьбе с чрезвычайными ситуациями, обеспечение возможности формирования списка невъездных на пространство ОДКБ лиц из третьих государств, а также координация внешней политики государств-членов ОДКБ и др. Однако большая часть указанных предложений были оценены Фадеевым А.В. как противоречивые и не во всём реализуемые.

На фото: Владимир Перебоев

Что касается стран Центральной Азии (ЦА), заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Грозин А.В. выделил проблему накопления конфликтного потенциала в данном субрегионе постсоветского пространства. Вслед за Киргизией можно ожидать подобного внутригосударственного общественно-политического взрыва фактически в любом новом независимом центрально-азиатском государстве, за исключением Казахстана, являющегося на данный момент наиболее благополучным и потому влиятельным государством ЦА. В связи с этим, очевидно, что деятельность ОДКБ должна быть направлена в первую очередь на обеспечение стабильности и безопасности данного субрегиона.

Отдельно были рассмотрены проблемы взаимодействия ОДКБ с такими во многом конкурирующими организациями, как НАТО и ШОС. Так, по мнению Грозина А.В., НАТО включилась в военно-политическое пространство Центральной Азии довольно поздно. И хотя практически все государства ЦА участвуют в программе НАТО «Партнёрство ради мира», наряду с рядом других инциатив Североатлантического альянса, тем не менее в настоящее время центрально-азиатские страны отдают предпочтение ОДКБ. Хотя, нельзя не учитывать в данном контексте позицию, например, Узбекистана, который, вслед за выходом из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), за слияние которого с ОДКБ в своё время выступал узбекский президент, может теперь покинуть и ОДКБ, реализуя свой многовекторный курс внешней политики и считающий Организацию ДКБ низкоэффективной.

Этого же мнения об Организации Договора о коллективной безопасности придерживается и НАТО, считая её, как организацию, не до конца сформировавшейся и не имеющей однозначных перспектив развития в качестве успешного военно-политического блока или военного союза, являясь скорее средством реализации тактических интересов государств-членов и инструментом реализации российских внешнеполитических интересов на постсоветском пространстве.

Что же касается особенностей сосуществования ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), то здесь отмечаются существенные различия между ними, заключающиеся в том, что ШОС в последнее время становится всё более ориентирована прежде всего на экономическое и политическое сотрудничество, а проблемы безопасности предпочитает решать прежде всего посредством использования «мягкой силы», выражающейся в преодолении социально-экономической напряжённости через экономическое развитие, что нельзя не приветствовать. При этом Региональная Антитеррористическая Структура ШОС (РАТС) не претендует составлять конкуренцию ОДКБ, но лишь дополнять её усилия на данном направлении.

Другим моментом является то, что ШОС является, прежде всего, инструментом реализации интересов Китая на постсоветском пространстве, а ОДКБ, как и ЕврАзЭС, служит в основном интересам России. А на пересечении интересов России и Китая в Центральной Азии подробно останавливаться в данной статье нецелесообразно, так как это является отдельной крупной проблемой, затрагивающей широкий спектр многостороннего сотрудничества в данном субрегионе, прежде всего ресурсно-энергетического характера.  Именно поэтому Россия настороженно относится к расширению экономической повестки дня в деятельности ШОС и заинтересована в укреплении потенциала ОДКБ.

Среди других вопросов, которые были обсуждены на семинаре, следует отметить такой, как гуманитарное измерение деятельности ОДКБ. Сюда относится недостаточное внимание ОДКБ к работе с общественностью, в среде которого формируется неоднозначное представление о деятельности данной организации. В данном контексте необходима грамотная информационная политика ОДКБ, направленная не только на свою популяризацию и формирование узнаваемого позитивного имиджа, но и на обеспечение прозрачности её целей и принципов в глазах населения государств-членов.

В ходе дискуссии была также рассмотрена необходимость активизации работы ОДКБ в направлении создания общей системы ценностей. В настояще время государства-члены не всегда демонстрируют уважение к ценностям союзников. Это касается и различий в принципах соблюдения и защиты прав человека, в отношении к русскому языку и культуре, населению другой национальности, проживающему на территории того или иного государства-члена и т.д. Но для успешного функционирования любого интеграционного объединения, стремящего к наднациональному статусу, необходимо утверждение и соблюдение общих, разделяемых всеми его членами ценностей и принципов, формирование единой идентичности. А у государств постсоветского пространства, в том числе пространства ОДКБ, необходимые для этого предпосылки пока сохраняются. И очень важно не упустить эти возможности.

Наконец, Организации ДКБ необходимо активизировать сотрудничество с молодым поколением. Без опоры на сообщество молодых учёных, экспертов, исследователей региональных и глобальных проблем безопасности и сотрудничества, у ОДКБ не может быть будущего. Без учёта общественного мнения и использования инструментов публичной дипломатии, данная организация не сможет в полной мере отвечать требованиям современности и добиваться равноправного партнёрства с НАТО, к которому ОДКБ так или иначе стремится. И в этом смысле в интересах Института стран СНГ, Центра поддержки и развития публичных инициатив «Креативная дипломатия» и всей общественности государств-членов ОДКБ, особенно молодого поколения, активно способствовать реализации данных предложений, в том числе посредством проведения новых научно-практических мероприятий, аналогичных рассмотренному.

Владимир Перебоев — директор Программ СНГ Центра поддержки и развития публичных инициатив «Креативная дипломатия», аспирант факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета »Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ).

Пресс-служба