По следам саммита НАТО в Чикаго (2012): экспертиза и аналитика

  • Home
  • В России
  • По следам саммита НАТО в Чикаго (2012): экспертиза и аналитика

Не стоит ждать чудес от политических деклараций

1 июня 2012 гв Центре европейской безопасности (г. Москва) прошел круглый стол, посвященный итогам саммита НАТО в Чикаго. В круглом столе приняли участие представители посольств Великобритании, Германии  и США, российские и зарубежные эксперты. Центр поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия» на круглом столе представляла Любовь Ярошенко, исполнительный директор организации,  кандидат политических наук.

Дискуссия была посвящена обсуждению возможных вариантов выхода из «тупика», который сложился во взаимоотношениях России и НАТО вследствие развертывания первой фазы ПРО в Европе и отсутствии юридически обязывающих гарантий не направленности ПРО против России. Эксперты также коснулись вопросов последствий вывода войск НАТО из Афганистана, а также тех трудностей и ограничений, которые могут возникнуть у членов альянса при создании системы «умной обороны».

Отвечая на вопрос Любови Ярошенко о способности бюджетов государств – членов альянса «потянуть» и ПРО, и «умную оборону», и «повышение совместимости» военных потенциалов, представитель посольства Великобритании был лаконично сдержан: «Задача правительств быть способными объяснить своему населению неделимую взаимосвязь между безопасностью, стабильностью и процветанием».

Чикагскую декларацию можно считать одним из классических отражений современного экономического кризиса, в условиях которого правительства государств – членов альянса будут вынуждены с одной стороны сокращать свою расходы на оборону, отвечая требованиям избирателей, а с другой реализовывать согласованные цели и задачи развития.

При этом совершенно ясно, что в вопросах «расходов» не все государства окажутся «равными среди равных».

Вывод войск из Афганистана фактически означает увеличение денежных расходов на поддержание стабильности и безопасности в Афганистане усилиями афганской национальной армии.

«Умная оборона» – система, которая изначально позиционируется как способ экономии денежных средств в будущем и обеспечения максимальной совместимости военных потенциалов при осуществлении операций кризисного реагирования типа ливийской, на первых порах действительно потребует определенного перенапряжения усилий, в том числе и денежных.

И это далекой не полный список будущих затрат.

Совершенно ясно, что страной, участвующий в финансировании каждого пункта затрат будут США. Что касается «европейских союзников» – то здесь все совершенно на добровольной основе. Однако именно добровольная основа денежных вливаний будет определять право голоса при принятии решений.