Референдум о сохранении СССР

Референдум о сохранении СССР: 20 лет спустя

К марту 1991 г., когда полномасштабный экономический и политический кризис Советского Союза приобрёл необратимый характер, а шесть советских республик (Армянская, Грузинская, Латвийская, Литовская, Молдавская и Эстонская Советские Социалистичские Республики) уже приняли окончательное решение о выходе из союзного договора, формально остававшееся «верховным» руководство СССР предприняло попытку легитимизировать своё поражение, вдруг вспомнив о том, что для народа было бы весьма полезным почувствовать свою причастность к большим переменам и выразить своё мнение.

17 марта 1991 г. «Центром» был дан старт проведению первого и, как оказалось, последнего всесоюзного референдума, где советским гражданам предлагалось решить для себя, считают ли они «необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». Однако результаты референдума и мнение абсолютного большинства советских граждан, показавшие необходимость сохранения Союза в обновлённом виде, что было позже доказано и самой Историей, были полностью проигнорированы властями радикальных реформаторов, взявших на себя роковую ответственность вести свои народы по Новому Пути.

В ходе референдума были выявлены значительные различия подходов отдельных республик Союза ССР к его проведению. Например, Казахская и Украинская ССР провели это референдум каждая по-своему: первая поставила вопрос об актуальности сохранения СССР как союза равноправных суверенных государств, а вторая – о том, должна ли она, как суверенное государство, оставаться в составе Союза. А в шести вышеуказанных республиках, де факто не желавших более оставаться частью уходящей в прошлое суверенной и самодостаточной сверхдержавы,  от проведения референдума воздержались, дав понять своему народу, что всё решено за него и вопреки.

Тем не менее, референдум частично был проведён и в этих шести отрешившихся республиках, прежде всего силами и в среде военнослужащих, продемонстрировавших, таким образом, более высокую степень приверженности (или лояльности) Режиму и порядкам.

Ход референдума был весьма показательным в контексте анализа общественного мнения. Здесь следует отметить, что референдум как таковой не нашёл должного отклика общественности. Более 20% населения РСФСР его бойкотировало, не придав ему серьёзного значения. Одной из основных причин  данной ситуации явилась неосведомлённость советских граждан о реальном положении дел внутри государства, их неполное на тот момент понимание (либо неверие) того, что распада страны с соответствующими последствиями было уже не избежать. Поэтому, по большей части, решение вопросов, связанных с дальнейшим ходом реформ, от которых устал советский народ и которым рукоплескал капиталистический мир, было полностью вверено «руководящему Центру».

Как известно, результаты референдума показали, что абсолютное большинство советских граждан (более 75% при явке в среднем 80% населения) проголосовали за сохранение Союза в обновлённом виде.

Фактически заканчивавшийся к тому времени «парад суверенитетов», когда советские республики провозгласили приоритет республиканского законодательства над всесоюзным, суверенитет и независимость, изначально противоречил и самому референдуму, и его результатам, а, соответственно, и воле народа.

Результаты проведения референдума были фактически потоплены стремительно развивашимися событиями более высокого политического значения. Провозглашённые в течение 1990 – 1991 гг. суверенитеты и независимость советских республик, вскоре стали вступать в силу. Вслед за прибалтийскими республиками и Грузинской ССР, в обход юридической правомерности независимость провозгласила РСФСР через ГКЧП и августовский путч, денонсировав союзный договор от 1922 г. Этот шаг окончательно развязал руки всем остальным республикам Советского Союза, как тем, которые ждали своего часа, так и тем, которые до последнего надеялись на сохранение Союза (это, прежде всего, средне-азиатские республики) и, таким образом, оказались выставлены из него. Проект преобразования СССР в Союз Советских Суверенных Республик и Союза Суверенных Государств были новыми политическими элитами так же отвергнуты.

8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща, Белорусская ССР) были поспешно, без должной экспертной и международно-правовой проработки, заключены роковые и беспрецедентно преступные Беловежские соглашения, согласно которым СССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, по воле трёх личностей – самовыдвинувшихся президентов РСФСР, УССР и БССР, сумевших обойти все основополагающие нормы Конституции и Уголовного кодеса СССР и РСФСР, прекращал своё существование. А первый и последний президент СССР М.С. Горбачёв, теми же преступными методами насильно отстранённый от власти, не воспользовался своими законными полномочиями, которые позволили бы принять и привести в немедленное исполнение решительные меры по пресечению указанных противоправных действий.

Вопреки волеизъявлению народов советских республик, СССР рухнул в одночасье…

О последствиях этой «геополитической катастрофы ХХ века» уже очень многое сказано и написано. Однако, с уверенностью можно утверждать, что абсолютный неучёт результатов референдума, является несравнимо грубым нарушением прав человека, совершённым фактически самопровозглашённым политическим руководством крупнейшей в мировой истории державы по отношению к своему же народу, а возможно и величайшей политической аферой, на которую пошло властьпридержавшее меньшинство.

В этом смысле можно понять тех, кто не желал сохранения СССР, так как это было их законное выражение недовольства Системой и руководством, неспособными защитить основополагающие права человека и, к тому же, настолько грубо их нарушающими.

Но, с другой стороны, на сегодняшний день более 70% совокупного населения бывшего СССР выражает сожаление о том, что их страна была низложена указом «сверху». Так, в России число сожалеющих увеличивается прямопропорционально территориальной удалённости от Москвы, так как в подавляющем большинстве населённых пунктов сегодняшние местные власти демонстрируют абсолютную неспособность и нежелание выполнять свои прямые обязанности, вопреки указаниям высшего руководства и, тем более, требованиям населения.

Что касается остальных новых независимых государств (ННГ), в них ситуация не менее, если не более тяжёлая. Непрекращающиеся с момента низложения СССР этнополитические конфликты; взаимные территориальные и экономические претензии; вмешательство внерегиональных акторов и их геополитические/геоэкономические игры, жертвами и объектами которых ННГ, не имея достаточного международно-политического веса, становятся; стагнация промышленного производства и экспортного потенциала; затяжные социально-экономические кризисы и нестабильность, на фоне укрепления авторитарных режимов и дальнейшего ограничения прав и свобод человека – это лишь неполный список замкнутого комплекса проблем, порождённых уничтожением СССР вопреки воле его населения.

Конечно, осознавая неспособность решать такие масштабные проблемы собственными силами, в настоящее время отдельными государствами бывшего СССР предпринимаются попытки реинтеграции постсоветского пространства, сначала в рамках СНГ, затем в рамках ОДКБ, ЕврАзЭС и более узких межгосударственных объединений, таких как неудавшееся Союзное государство России и Белоруссии или проект Евразийского союза, впервые предложенный в 1994 г. и вновь выдвинутый президентами России, Белоруссии и Казахстана 9 декабря 2010 г. Но, вместе с тем,  в обозримой перспективе ничто не сможет исправить ошибки, допущенные советскими шоковыми реформаторами в роковом для народов бывшего СССР и нескольких последующих поколений 1991 г. Историю не перепишешь…

Владимир Перебоев — директор Программ СНГ Центра поддержки и развития публичных инициатив «Креативная дипломатия», аспирант факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета »Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ).

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Пресс-служба