Российские мифы по-натовски

Информационные мускулы НАТО в публичной войне с Россией

Наталья Бурлинова

Из-за Украинского кризиса Североатлантический альянс пошел на резкое обострение отношений с Россией. Сначала были угрозы порвать контакты, потом так оно и случилось – НАТО как жена в истерике хлопнула дверью и сказала, что отношения с Москвой временно замораживает и отменяет все «практическое сотрудничество», словно, это сотрудничество было нужно исключительно России. С началом боевых действий альянс с энтузиазмом подключился к информационной войне против России. Главным ведущим этой войны от альянса выступил уходящая натура Андрес Фог Рассмусен, генеральный секретарь НАТО с грустным лицом, мягкими повадками и недипломатическими манерами сливать закулисные разговоры с отдельными политическими деятелями в прессу. Расмуссен делал жестко и много публичных заявлений, ездил по Европе и выступал с обличительными речами в разных университетах.

Но одними силами Расмуссена не обойдешься, и НАТО решила пустить в ход «тяжелую артиллерию» и бросила все силы на разоблачение российской пропаганды. Это разоблачение приняло довольно забавную форму – ежемесячно обновляемых так называемых Фактологических бюллетеней под общим названием «Обвинения России: расставим точки над «и». Первый такой бюллетень вышел в апреле, второй – в июле. Автор – Управление общественной дипломатии, секция прессы и СМИ НАТО.

Надо сказать, что этот бюллетень представляет собой простой по творческому замыслу документ – собрать воедино все обвинения России против НАТО и ответить раз и навсегда российской «аргументационной агрессии». Поэтому в первом бюллетене основные вопросы были традиционны для российско-натовских отношений: ПРО, расширение НАТО, Косово, Ливия и многие другие вещи, которые уже не столь актуальны сейчас на фоне войны на Востоке Украины. А вот по мере эскалации ситуации на Донбассе появились в этой бумаге пункты и по Украине.

Что интересно. Если по части общих вопросов взаимоотношений НАТО и России еще можно понять, откуда взялось такое название документа – «Обвинения России», то есть со стороны России против НАТО. То обозначенные пункты по Украине уже совсем не в тему, поскольку Россия никогда лично НАТО не предъявляла претензий по следующим вопросам, а именно: «Утверждения России о незаконности украинских властей», «Утверждения России о том, что так называемый референдум в Крыму был законным». Если не изменяет память, мы НАТО претензий не предъявляли, ни по референдуму в Крыму, ни по вопросу о признании властей в Киеве со стороны Москвы, скорее, наоборот. Складывается впечатление, что в данном случае либо НАТО тесно ассоциирует себя с нынешними властями в Киеве, либо вообще просто считает себя Киевом и принимает потенциальные претензии Москвы Киеву лично на своей счет. В обоих случаях текстовая часть данных пунктов отдает легкой истерией, потому что нельзя без улыбки читать следующее: «Действия НАТО на протяжении всего кризиса были соразмерны ситуации и носили оборонительный характер. Североатлантический союз дополнительно направил самолеты для усиления миссий по патрулированию воздушного пространства, корабли – в район Балтийского, Средиземного и Черного морей и военнослужащих – на учения на территории восточноевропейских стран». То есть украинский кризис почему-то вызвал меры по укреплению обороны НАТО не на западной границе Украины, как того требует логика защиты членов альянса – военная угроза-то исходит из страны, где идет война, – а на границе с Россией, причем на пограничье с Россией в тех странах, где в целом все спокойно. Странная логика.

Но бюллетени – бюллетенями, кто бы их читал, раздают их на всяких натовских семинарах и в штаб-квартире альянса. Важно донести информацию до людей – ведь информационная война как никак. И вот здесь на службе у НАТО очень кстати оказались технологии социальных сетей, которыми в отличие от наших грустных медийных служб различных организаций и структур как государственных, так и межгосударственных, натовцы пользоваться умеют прекрасно. Фейсбук на службе НАТО – сильное информационное оружие для борьбы с пропагандой России, кроме шуток. Ведь на аккаунт НАТО подписаны более 500 тысяч людей, причем по сообщениям самого аккаунта эта цифра выросла с 200 тысяч всего лишь за год. И это не считая перепостов, ссылок и прочей социальной активности вокруг этой страницы. К слову, пост-анонс о выходе второго бюллетеня по претензиями России за 11 часов собрал 551 перепост. И сделано это все красочно, с сочной иллюстрацией под тэгом #РоссияМифы.

НАТО вообще даром времени не теряет и создает множество инструментов «мягкой силы» везде, где может. Информационная работа подкрепляется активной работой по направлению публичной дипломатии. Этим занимается все тоже Управление общественной дипломатии, секция прессы и СМИ. Область деятельности самая широкая – работа со всеми категориями лиц, разве что не с домохозяйками: от ознакомительных визитов на прелестную брюссельскую землю в штаб-квартиру альянса, где даже можно пообедать в натовской столовой, запросто с разными бригадными генералами в одной очереди постоять (что губительно действует на юные умы некоторых наших соседей), – до сотен семинаров на всякие темы по всему миру.

Достаточно взглянуть на разветвленную сеть информационных представительств НАТО, натовских информационных кабинетов в разных вузах (преимущественно там, где у НАТО есть геополитические интересы, которые, как известно, с недавних пор теперь везде), до обширной сети молодежных структур, для которых НАТО – это зонтичная организация. Эти молодежные крылья НАТО проводят каждое лето и зиму десятки школ, куда приезжают молодые ребята со всех стран, особенно там рады видеть представителей СНГ. Одна из таких школ до недавнего времени проходила и в Москве, пока ее организаторов не застиг «закон об иностранных НКО». Она проводится и сейчас, только теперь не в Москве, а в одной из стран Восточной Европы.

А что же мы? Увы, в плане информационной работы с  широкой европейской общественной аудиторией в рамках продвижения позиций России и ее союзников по ОДКБ по вопросам региональной и глобальной безопасности дела обстоят грустно. Лишь совсем недавно удалось запустить одну, всего лишь одну (по сравнению с десятками летних и зимних школ НАТО) научно-образовательную программу Секретариата ОДКБ, Института ОДКБ и Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова – Академию по безопасности ОДКБ. Программа очень интересная, но это – капля в море. Тем более что совсем в России нет англоязычных программ для молодых европейцев, с которыми обязательно нужно взаимодействовать.

Успевает НАТО поработать и на российской почве. Ведь у альянса целое Информационное бюро в Москве при Посольстве Бельгии (аналогичное есть только в Киеве). Шумный представитель НАТО и руководитель офиса до недавнего времени умудрялся развивать небывалую информационную активность, делая ставку на трех китов – работу с лояльными НАТО российскими общественными и научными организациями и экспертами, на молодежь и на второе счастье, которым, как известно, является наглость. Натовский представитель умудрялся попадать в председательствующие ряды и заниматься информационной пропагандой даже на мероприятиях, которые проходили на гранты российского государства. Сейчас, конечно, его публичная активность страдает, потому как НАТО, напомню, хлопнула дверью. Но альянс, стоит не сомневаться, продолжит эту работу по другим каналам.

Все эти информационные ухищрения альянса в отношении России показывают, насколько серьезно в Брюсселе относятся к вопросу информационной работы с обществом, прежде всего тех стран, которые могут стать в привязке к альянсу потенциальными оппонентами России (ситуация с Грузией, Украиной). На своем уровне НАТО умело работает и в сфере публичной дипломатии, и в сфере информационной политики. Ведь все эти фейсбуки рассчитаны не на экспертов, которых трудно простыми методами пропаганды убедить в том что, ПРО – это против Ирана, а сотрудничество с Украиной – это всего лишь демократические отношения, и что самолеты НАТО по границе стран Балтии с Россией – это для укрепления обороны, а не для разведдеятельности. FB-активность как и многочисленные проекты НАТО в области публичной дипломатии рассчитаны на широкую аудиторию, во-первых, верующих адептов, таких, например, сейчас на Украине – пруд пруди, достаточно почитать комментарии под теми же постами НАТО в аккаунте, во вторых – обыкновенных обывателей, которые перепроверять информацию не будут, а поверят тому, что сказала НАТО, потому что информация эта доступна, проста, вкусна с точки зрения ее подачи. И наши организации могут хоть десятки заумных брифингов проводить, кучу важных но скучных докладов выпускать, все равно это не найдет конечного потребителя – простого общеевропейского обывателя. На таком языке во вне России удается говорить, пожалуй, только через один инструмент – Russia Today, ну, конечно, и Россия 24 или LifeNews для русскоязычной аудитории. Но этого мало. Надо чтобы не только журналисты работали, но и структуры прямого действия. Будем наверстывать, другого варианта нет.

Наталья Бурлинова – к.полит.н., президент Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия».